[Григорій Сковорода. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К., 1973. — Т. 1. — С. 139-143.]

Попередня     Головна     Наступна         Примітки





ДА ЛОБЖЕТ МЯ ОТ ЛОБЗАНІЙ УСТ СВОИХ!


Любезныи ученикы, не бойтеся! Поднимайтесь дерзновенно к тому, на которого лице не могли вы за ужасом смотрЂть на ФаворЂ. Слушайте, что говорит: «Дерзайте! Мир вам!». Тогда несносен самой взор вам был, а теперь и слов сладчайшых его послушаете, и лобзаніем утвердит дружбу с вами вЂчную. УмЂйте толко приближатся к нему. Не забывайте никогда наставляющаго вас просвЂщенного ангела слов: «НЂсть здЂ! Воста!».

Сіи слова простесенько вас доведут к славному истинному человЂку. Сей есть воскресеніе и живот ваш.

СостарЂлся Авраамов сын. ЗахотЂлось ему умереть. Да и не дивно: уже его очи притупились, ничево не мог видЂть здЂ, в мірЂ нашем. Приготовливаясь к смерти, пожелал пищы. Удовлетворил душЂ его вторый сын его. «Благодарствую, сын!.. Приближися ко мне, — говорит, — и облобызай мя». И приближився, лобыза его. Щаслив Ісаак! Он под Исавом нашел Іякова. А мы, напротив того, под пеленами ізраилского младенца, под плащеницею Хрістовою часто находим непріятеля Ізраилева — Исава. Сей с нами витается и лобзается. Не смыслим, как искать. Многыи ищут его в единоначалствіях кесаря Августа, во временах Тіверіевых, во владЂніях Пілатовых и прочая... Поищи поискуснЂе. «НЂсть здЂ!» Многыи волочатся по Іерусалимах, по Іорданах, по Вифлеемах, по Кармилах, по Фаворах; нюхают между Эвфратами и Тіграми. «Тут-то он, конечно, — думают, — от, вот! ЗдЂ Хрістос!» Кричат и другым: «ЗдЂ Хрістос!» «Знаю, — кричит ангел, — Іисуса распятаго ищете. НЂсть здЂ. НЂсть!» Многыи ищут его по высокых мірскых честях, по великолЂпных домах, / 32 / по церемоніалных столах и прочая... Многыи ищут, зЂвая, по всем голубом звЂздоносном сводЂ, по Солнцу, по ЛунЂ, по всЂм Коперніковым мірам... «НЂсть здЂ!» Ищут в долгых моленіях, в постах, в священничых обрядах... Ищут в денгах, в столЂтном здоровьЂ, в плотском воскресеніи... «НЂсть здЂ!» Да где ж он? Конечно ж, тут он, если вЂтійствовать в проповЂдях, знать пророческыи тайны, преставлять горы, воскрещать мертвых, раздать имЂніе, мучить свое тЂло... Но молніевидный ангел одно им кричит: «НЂсть здЂ!». Конечно ж, его нЂт. Так, конечно, нЂт его для тебе, затЂм, что его не знаеш и не видиш его. Что ж теперь осталось дЂлать?

Пасха! «Востани, господи, и да разсыплются врази твои, и да бЂжат вси ненавидящыи тебе!» Поднимайся, возлюбленный Ізраилю, и ступай от сили в силу! \140\

ПослЂ побЂды Аморрейской поднялись сыны ізраилскыи против запад. Не мило стало то царю Валаку. «Вот, — говорит, — какыись еще новыи и дивныи люде из Египта выйшли и, по горам разливаясь, вышше их поднялись. Что за чудо?» Посилает послов к волшебнику Валааму, чтоб род божій истребить. Пришли послы, обявили цареву волю. «Хорошо, — сказал Валаам, — препочійте ж здЂ ночь сію». Не напрасно не велит тебЂ ангел искать здЂ; видиш, что тут почивают непріятели рода божія. Пасха! Пришли к Мойсею потомкы Рувимовы и Гадовы. Просят, чтоб он их не переводил на ту сторону. Іордана для поселенія: весма-де по сію сторону земля скотопитателна, а у нас скот. Закричал на них Мойсей: «Братія ваша пойдут на брань, и вы ли сядете ту? И вскую развращаете с[е]рдце 1 сынов Ізраилевых, не переишли чтоб они на землю, юже дает господь им?». За сіе, что они / 41 / хотЂли остатись здЂ, так разярился господь, что заклялся, если они внійдут в землю, обЂщанную Ізраилю, кромЂ Халева да Іисуса Навина, называя здЂ остающыхся людьми вЂдущыми добро и зло, каков, знать, был Адам, изганяемый из рая. Вот что наделало проклятое «здЂ»!

Пасха! «Если введет тебе, — говорит божій Мойсей, — господь твой в находящуюсь там за Іорданом, за путем западным, землю, которая совсЂм разнится от Египетской, потому что она нагорная и равная, а что еще лучше всего — очи господа бога твоего на ней от начала лЂта и до конца лЂта, то пожалуй! Пожалуй, пагубою погубите все языческое и тлЂнное, даже до послЂднаго волоса, кромЂ начатков и первенцов волов и овец ваших». «Да не сотворите, — говорит, — тамо всЂх, елика вы творите здЂ днесь, кійждо угодное пред собою. Не прійдосте бо донынЂ в покой...» Так, пожалуй же, послушай Мойсея: не ищи здЂ в пагубном языческом тлЂніи возлюбленнаго человЂка, истиннаго мужа, друга, брата и ближнаго твоего. Ищи его там, по ту сторону Іордана, за западным, за вечерным путем. Не здЂ, там он, сей начаток умершым и всему тлЂнію, а иначе облобызаешся с каким язычником.

Пасха! Безумный Сомнас (книгочій) искал человЂка по сю сторону Іордана. Что ж ему ангел господень Исаія говорит? Вот что: «Что ты здЂ? И что тебЂ здЂ? Яко истесал еси здЂ гроб и сотворил еси себЂ на высоцЂ гроб... Се нынЂ господь Саваоф извержет, и сотрет мужа, и отимет утварь твою и вЂнец твой славный, и повержет тя в страну велику и безмЂрну, и тамо умреши...» Нещасный книжник! Читал пророков, искал человЂка, да попал на мертвеца, и сам с ним пропал. Конечно ж, он искал меж посланниками Валака-царя на сЂдалищЂ губителей. Посему-то вот что на таковых говорит блаженный муж Іов: «Глаголют господеви: — Отступи от \141\ нас, путей твоих вЂдЂти не хощем... Будут же яко плевы пред ветром / 42 / или яко же прах... Да узрят очи его свое убіеніе... И той во гроб отнесен бысть и на гробищих побдЂ. Усладися ему дробное каменіе потока». Кричит на таковых и другой ангел Міхей, гл. 2, ст. 10 2: «Востани и пойди, яко нЂсть, тебЂ здЂ покой, нечистоты ради; истлЂете тлЂніем». «Видиш ли ты, — говорит к третому ангелу Іезекіилю господь, — видЂл ли еси, что сіи творят? Беззаконія велика дом Ізраилев творит здЂ, еже удалятися от святынь моих». О беззаконное «здЂ»! Чего ты надЂлало? Отвело ты нас от живого человЂка. «Беззаконіе, — говорит он, — пяты моея обійде мя. Подало ты нам пяту его, а не главу его, да облобызает нас. Пяту мы одну видим, порожденіе зміино». «Вселятся, — говорит человЂк, — и скрыют...» Да скажи ж, кто тебе скрыет сокровище наше? «Ах, разве ты, — отвЂчает, — не видиш, сколко их в дому Ізраилевом, в священном писаніи и что они творят? Сами здЂ, во гробах, сидят, и мене туда ж отаскивают, а я никогда мертвецом не бывал, кромЂ пяты моей». «Мнози борющыи мя с высоты...» «Попраша мя врази мои... тіи пяту мою сохранят... вселятся здЂ и скрыют воскресеніе мое».

Пасха! «Востани, востани, Іерусалиме!» Аз есм, аз есм, утешаяй тя. РазумЂй, кто то (ест) сый?.. «Идите враты моими, и путь сотворите людем моим, и каменіе, еже на пути, размещите...» «И се трус бысть велый, ангел бо господень, сшед с небесе, приступль, отвали камень...» «Зачем вы тут ищете человЂка? НЂсть здЂ! Воста!» «Скажи ж, умилосердись, гдЂ он?» «НЂт его в царст†сих мертвец: он всегда жив; там его ищите. И нынЂ что здЂ есте?» Пасха! «Востани, востани, воскресни, Іер[усалиме]!»

«И бысть, егда бяще Іисус у Іеріхона, и, воззрЂв очима своима, видЂ человЂка, стояща / 51 / пред ним...» Вот видиш, не напрасно ангел говорит: «Тамо его узрите». Да где ж тамо? По ту сторону, слыш, Іордана, на святом уже мЂстЂ, не на тлЂнном, на землЂ нагорной, высокой. Туда-то он, воззрЂв, увидЂл человЂка, познал и поклонился ему, владикЂ своему. Пасха! «Востани, востани, Сіоне...» «Истряси прах...» «ВоззрЂв Авраам очима своима, видЂ мЂсто издалече и рече отроком своим: СЂдите здЂ со ослятем, аз же и отрочищ пойдем доондЂ...» Видиш, что и Авраам, бросив все здЂшное, нашол истинного человЂка на горЂ; видЂв день его, возрадовася. Нелзя имЂть очей лучшых, как Авраамовы. Они одни видят овна, держимаго рогами в садЂ Савек. Пасха! Савек значит хврастіе. Но может ли хврастіе стоять пред лицем господным? Оно одно сожигается всесожженіем, яко ничто же, а человЂк Ісаак цЂл. Да и как ему не быть цЂлому, когда сам бог защищает его: «Ниже да сотвориши ему что...» Видно ж, что он не хворост за плечима оставшыйся, о котором Исаія: «Се \142\ вси, яко хврастіе, огнем погорят...» А о противных сим хворостянам людях вот что тот же говорит: «Яко же небо ново и земля нова, яже аз творю, пребывают предо мною, тако станет сЂмя ваше и имя ваше...» Сего ж то человЂка и Навин видЂл, стояща, не падающа, но вЂчно пред лицем господным пребывающа.

Пасха! «Востани, востани, Іер[усалиме]!» Дал господь чудодЂйственный жезл Мойсею, посилает его на освобожденіе братіи своей / 52 / из Египта, велит Аарону встрЂтить Мойсея. Где ж он стрЂчает? «И иде, и срЂте его в горЂ божіи, и цЂловастася оба». По освобожденіи из Египта братіи ізраилской желает видЂть Мойсея тесть его. Взял дочь свою, жену Мойсееву, с двома сынами, поехал в пустыню. Пріехал. Донесли Мойсею. О роде, благословенный богом вышным! Прямо подрались на гору Хорив. Изыйде же Мойсей в срЂтеніе тестю своему, и поклонися ему, и цЂлова его, и привЂтствоваша друг друга, и введе их Мойсей в кущу.

Пасха! Запрещает найс[т]рожайше Мойсей, дабы мы, идучи от здЂ тамо, ничево из хворосту не заносили, называя все такое проклятіем, ідолом и преткновеніем в царском сем пути. «Вонми крЂпцЂ, — говорит, — еже не ясти крове... Да не снЂси ю, да благо тебЂ будет и сыном твоим по тебЂ вовЂкы».

Однако ж несмысленный и нынЂшный Ізраиль часто ропщет на господа. «И слыша господь, и разгнЂвася гнЂвом, и разгорЂся в них огнь...» Начали желать египетскых мяс: «Добро нам, — говорят, — было в ЕгиптЂ...» «Что вы се говорите? Раз†у господа, кромЂ языческых, не сищется мяс?» И рече господь к Мойсею: «Еда рука господня не доволна будет? НынЂ уразумЂеши, аще постигнет тя слово мое или ни?» Часто и наша несмысленная косность в сердцЂ говорит и ропщет на господа. Фу! Можно ль, чтоб был человЂк без плоти, крови и костей? Фу! Что се? Вот гордой и нечувственный хворост! Востани, пробуди ж, Сіоне!

Что ты се плетеш! Кто твою землю трогает? Пущай / 61 / она так будет, как есть. Дай толко господь тебЂ благословенное благоволеніе свое, как Ісаія говорит: «А земля твоя вкупЂ (с новою) населится» (гл. 62). Одно толко то знай, что ты лож и ничто с одною твоею землею. Для того там же говорится: «НЂсть вам подобен, аще исправиши и сотвориши, Іерусалиме, радованіе на земли». Ты только старайся, чтоб из твоей ложной земли блеснула правда божія. Молися, чтоб постиг тебе тот третый день, в коем земля богом износит быліе травное. Раз†думаеш, что твоя толко земля одна, а друга в ней быть не может? Так оставайся ж здЂсь при твоей, кушай ея, если мниш, что у господа нЂт своей ни земли, ни плоти, ни крови, ни костей, ничево... Не услышиш блаженнЂйшаго гласа: «Се нынЂ кость от костей моих...» \143\

«Востани, востани, Іер[усалиме]!» Слушай ухом другым о другой плоти. Слышиш ли: «И процвЂте плоть моя»? Слышиш ли о другых костях: «Возрадуются кости смиренныя»? «Не утаися кость моя от тебе...» Слушай у приточника: «ИсцЂленіе костем». Слушай Исаіи: «И кости твоя прозябнут, яко трава, и разботЂют, и наслЂдят роды родов».

Видиш, не тЂ се кости, что розсыпаются при адЂ: они пред лицем божіим суть, и се-то есть тамо!.. «И бысть глас, — кричит Іезекіиль, — внегда ми пророчествовати, и се трус! И совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видЂх, и се быша им жилы и плоть растяше...» Чти слЂдующое в гл. 37: «Что се за новый род по горам твоим?». Слушай Іоиля: «Яко же утро, разліются по горам людіе мнози и крЂпцы, подобны им не быша отвЂка...» «Яко же рай сладости, земля пред лицем его, а яже созади (та) поле пагубы...» «Яко же вид конскый, вид их...» «Яко же глас колесниц, на верхи гор востекут...» «Яко же борцы, потекут и, яко же мужы храбры, взыдут на ограды... и кійждо от брата своего не отступит. / 62 / Града имутся, и на забрала востекут, и на храмины взлЂзут, и оконцами внидут, яко же татіе...» «Вострубите трубою! ПроповЂдите цЂлбу...»

Так пусти ж их на твою землю, сей божій род, пожалуй не опасайся. Они всяк у своего брата займут квартеру половинную без всякой обиды. «Дух господень на мнЂ!» Дати плачущым славу Сіона на мЂсто пепела. Что ж се за обида? «И созиждут сынове инородныи стЂны твоя...» «И на мЂсто мЂди принесу ти злато». «И на мЂсто желЂза принесу ти сребро». «И на мЂсто древес принесу ти мЂдь, и на мЂсто каменія — желЂзо». «Отверзу гробы ваши и изведу вас...» «Сице землю свою вторицею наслЂдят, и веселіе вЂчное над главою их...»

«СвЂтися, свЂтися, Іер[усалиме]!» «Се тма покрыет землю... на тебЂ же явится господь, и слава его на тебЂ узрится» 3. \144\

/ 4/51 /











Попередня     Головна     Наступна         Примітки


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.