[Григорій Сковорода. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К., 1973. — Т. 1. — С. 144-153.]

Попередня     Головна     Наступна         Примітки





НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ КО ХРИСТІАНСКОМУ ДОБРОНРАВІЮ

Написана в 1766 году для молодаго шляхетства Харковской губерніи, а обновлена в 1780 году. / 5/61 /


ПРЕДДВЕРІЕ


Благодареніе блаженному богу о том, что нужное здЂлал нетрудным, а трудное ненужным.

НЂт слаже для человЂка и нЂт нужнЂе, как щастіе; нЂт же ничего и легоче сего. Благодареніе блаженному богу.

Царствіе божіе внутрь нас. Щастіе в сердцЂ, сердце в любви, любовь же в законЂ вЂчнаго.

Сіе есть непрестающее вéдро и незаходящее солнце, тму сердечныя бездны просвЂщающее. Благодареніе блажен[ному] богу.

Что было бы тогда, естли бы щастіе, пренужнЂйшее и любезнЂйшее для всЂх, зависЂло от мЂста, от времени, от плоти и крови? Скажу яснЂе: что было бы тогда, естли бы щастіе заключил бог в АмерикЂ, или в Канарских островах, или в азіатском ІерусалимЂ, или в царских чертогах, или в соломоновском вЂкЂ, или в багатствах, или в пустынЂ, или в чинЂ, / 5/62 / или в науках, или в здравіи?.. Тогда бы и щастіе наше и мы с ним были бЂдные. Кто б мог добратся к тЂм мЂстам? Как можно родится всЂм в одном коем-то времени? Как же и помЂстится в одном чинЂ и статьЂ? Кое же то и щастіе, утвержденное на пЂскЂ плоти, на ограниченном мЂстЂ и времени, на смертном человЂкЂ? Не сіе ли есть трудное? Ей! Трудное и невозможное. Благодареніе ж блаженному богу, что трудное здЂлал ненужным.

НынЂ же желаеш ли быть щасливым? Не ищи щастія за морем, не проси его у человЂка, не странствуй по планЂтам, не волочись по дворцам, не ползай по шарЂ земном, не броди по Іерусалимам... Златом можеш купить деревню, вещь трудную, яко обходимую, а щастіе, яко необходимая необходимость, тунЂ вездЂ и всегда даруется.

Воздух и солнце всегда с тобою, вездЂ и туне; все же тое, что бЂжит от тебе прочь, знай, что / 6/71 / оно чуждее и не почитай за твое, все то странное есть и лишнее. Что же тебЂ нужды? ТЂм-то оно и трудное. Никогда бы не разлучилось от тебе, если бы было необходимое.

Благодареніе блаженному богу.

Щастіе ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом: «Что мнЂ есть на небеси? И от тебе что восхотЂх на земли?» 1. \145\

Что же есть для тебя нужное? То, что самое легкое. А что же есть легкое? О друг мой, все трудное, и тяжелое, и горкое, и злое, и лживое есть. Однак что есть легкое? Тое, друг мой, что нужное. Что есть нужное? Нужное есть только одно: «Едино есть на потребу».

Одно только для тебе нужное, одно же только и благое и легкое, а протчее все труд и болЂзнь.

Что же есть оное едино? Бог. Вся тварь есть рухлядь, смЂсь, сволочь, сЂчь, лом, крушь, стечь, вздор, сплочь, и плоть, и плетки... А тое, что любезное / 6/72 / и потребное, есть едино вездЂ и всегда. Но сіе едино все горстію своею и прах плоти твоея содержит.

Благодареніе ж блаженному богу за то, что все нас оставляет и все для нас трудное, кромЂ того, что потребное, любезное и единое.

Многія тмесные необходимости ожидают тебе, и не там щастіе, а для сердца твоего едино есть на потребу, и тамо бог и щастіе, не далече оно. Близ есть. В сердцЂ и в душЂ твоей.

В сей ковчег ведет и наша десятоглавна бесЂда, будто чрез десять дверей, а я желаю, дабы душа твоя, как Ноева голубица, не обрЂтши нигдЂ покоя, возвратилась к сердцу своему, к тому, кто почивает в сердцЂ твоем, дабы собылося оное Исаино: «Будут основанія твоя вЂчная родом родов, и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши» 2.

Сего желает Григорій, сын Савы Сковороды. / 7/81 /




ТВЕРДЬ БЕСЂДЫ


«Истинна господня пребывает вовЂки».

«ВовЂк, господи, слово твое пребывает».

«Закон твой посредЂ чрева моего».

«Слово плоть бысть и вселися в ны».

«Посреди вас стоит, его же не вЂсте».

/ 8/91 /




Глава 1-я

О БОГЂ


Весь мір состоит из двух 3 натур: одна — видимая, другая — невидимая.

Видимая натура называется тварь, а невидимая — бог.

Сія невидимая натура, или бог, всю тварь проницает и содержит; вездЂ всегда был, есть и будет. НапримЂр, тЂло человЂческое видно, но проницающій и содержащій оное ум не виден.

По сей причинЂ у древних бог назывался ум всемірный. Ему ж у них были разныя имена, напримЂр: натура, бытіе \146\ вещей, вЂчность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч...

А у христіян знатнійшія ему имена слідующія: дух, господь, царь, отец, ум, истинна. Посліднія два имена кажутся свойственнЂе протчих, потому что ум вовся есть невеществен, а истинна / 8/92 / вЂчным своим пребываніем совсЂм противна непостоянному веществу. Да и теперь и в нЂкоторой землЂ называется бог иштен. Что касается до видимой натуры, то ей также не одно имя, напримЂр: вещество, или матерія, земля, плоть, тЂнь и проч.4





Глава 2-я

О ВЂРЂ [ВСЕЛЕНСКОЙ] 5


Как теперь мало кто разумЂет бога, так неудивительно, что и у древних часто публичною ошибкою почитали вещество за бога и затЂм все свое богопочитаніе отдали в посмЂяніе.

Однако же в том всЂ вЂки и народы всегда согласно вЂрили, что есть тайная нЂкая, по всему разлившаяся и всЂм владЂющая сила.

По сей причинЂ для чести и памяти его по всему шару земному общенародно были всегда посвящаемы домы, да и теперь вездЂ все то же. И хотя, напримЂр, подданный может ошибкою почесть камардинера 6 вмісто господина, однако ж в том никогда не спорит, что есть над ним владЂлец, котораго он, может статся 7, в лице не видывал. Подданный его есть / 9/101 / всякій народ, и равно каждый признает пред ним рабство свое.

Такова вЂра есть обща и проста.





Глава 3-я

О ПРОМЫСЛЂ ОБЩЕМ


Сія-то блаженнЂйшая натура, или дух, весь мір, будто машинистова хитрость часовую на башнЂ машину, в движеніи содержит и, по примЂру попечительнаго отца, сам бытіем есть всякому созданію. Сам одушевляет, кормит, разпоряжает, починяет, защищает и по своей же волЂ, которая всеобщим законом, или уставом, зовется, опять в грубую матерію, или грязь, обращает, а мы тое называем смертію.

По сей причинЂ разумная древность сравнила его с математиком или геометром, потому что непрестанно в препорціях или размЂрах упражняется, вылЂпливая по разным фигурам, \147\ напримЂр: травы, дерева, звЂрей и все прочее; а еврейскіе мудрецы уподобили его горшечнику.

Сей промысл есть общій, потому что касается до благосостоянія всЂх тварей. / 9/102 /





Глава 4-я

О ПРОМЫСЛЂ ОСОБЕННОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЂКА


Сей чистЂйшій, всемірный, всЂх вЂков и народов всеобщій ум излил нам, как источник, всЂ мудрости и художества, к провожденію житія нужныя.

Но ничем ему так не одолжен всякій народ, как тЂм, что он дал нам самую высочайшую свою премудрость, которая природный его есть портрет и печать.

Она столько превосходит протчія разумныя духи, или понятія, сколько наслЂдник лучше служителей.

Она весьма похожа на искуснЂйшую архитектурную симмитрію, или модель, который, по всему матеріалу нечувствительно простираясь, дЂлает весь состав крЂпким и спокойным, всЂ прочія приборы содержащим.

Так слово в слово и она, по всЂм членам политическаго корпуса, из людей, не из камней 8 состоящаго, тайно разлившись, дЂлает его твердым, мирным и благополучным.

Если, напримЂр, кая-то фамилія, или город, или государство по сему моделю основано и учреждено, в то время бывает он раем, небом, домом божіим и прочая. А если один / 10/111 / кой человЂк созиждет по нему житіе свое, в то время бывает в нем страх божій, святыня, благочестіе и прочая. И как в тЂлЂ человЂческом один ум, однак разно по разсужденію разных частей дЂйствует, так и в помянутых сожительствах, сею премудростію связанных, бог чрез различные члены различныя в пользу общую производит дЂйства.

Она во всЂх наших всякаго рода дЂлах и рЂчах душа, польза и краса, а без нея все мертво и гнусно. Родимся мы всЂ без нея, однак для нея. Кто к ней природнЂе и охотнЂе, тот благороднЂе и острЂе, а чем большое кто с нею имЂет участіе, тЂм дЂйствительнЂйшее, но не понятое внутрь чувствует блаженство, или удовольствіе. От нея одной зависит особенный в созиданіи рода человЂческаго промысл. Она-то есть прекраснЂйшее лицо божіе, которым он со временем, напечатуясь на душЂ нашей, дЂлает нас из диких и безобразных монстров, или уродов, человЂками, то есть звЂрками, к содружеству и к помянутым сожительствам годными, незлобивыми, воздержными, великодушными и справедливыми. / 10/112 /

А если уже она вселилась в сердечныя человЂческія склонности, в то время точно есть то же самое, что в движеніи ча- \148\совой машины темпо (tempo), то есть правильность и вЂрность. И тогда-то бывает в душЂ непорочность и чистосердечіе, ка бы райскій нЂкій дух и вкус, плЂняющій к дружелюбію.

Она различит нас от звЂрей милосердіем и справедливостью, а от скотов — воздержаніем и разумом; и не иное что есть, как блаженнЂйшее лицо божіе, тайно на сердцЂ написанное, сила и правило всЂх наших движеній и дЂл. В то время сердце наше дЂлается чистым источником благодЂяній, несказанно душу веселящих; и тогда-то мы бываем истинными по душЂ и по тЂлу человЂками, подобны годным для строенія четвероугольным камням, с каковых живый божій дом составляется, в котором он особливою царствует милостію.

Трудно неоцЂненное сіе сокровище проникнуть и примЂтить а для одного сего любить и искать ее нелегко.

Но сколько она снаружи неказиста и презрЂнна, столько внутрь важна и великолЂпна, похожа на малинькое, / 11/121 / напримЂр, смоквинное зерно, в котором цЂлое древо с плодами и листом закрылось, или на маленькой простой камушек, в котором ужасный пожар затаился. Для оказалости намЂчали ее всегда признаками, и она, будто кой-то принц, имЂла свои портреты, печати и узлы, разные в разных вЂках и народах. Ея-то был узол, напримЂр, змій, повЂшенный на колу пред жидами.

Ея герб — голубь с масличною во устах вЂтвію. Являлась она во образЂ льва и агнца, а царскій жезл был ея ж предмЂтом и прочая.

Таилась она и под священными у них обрядами, напримЂр, под яденіем пасхи, под обрЂзаніем и прочая.

Закрывалась она, будто под разновидным маскарадом, и под гражданскими исторіами, напримЂр, под повЂстью о Исаве и Іякове, о СаулЂ и ДавидЂ и проч., и одним тайным своим присудствіем здЂлала тЂ книги мудрыми.

А в послЂдовавшія уже времена показалась она во образЂ мужеском, здЂлавшись богочеловЂком.

Каковым же способом божія сія премудрость родилась от отца без матери и от дЂвы без отца, как-то она / 11/122 / воскресла и опять к своему отцу вознеслась и прочая, — пожалуй, не любопытствуй. ИмЂются и в сей, так как в протчих науках, праздныя тонкости, в которых одних может себЂ занять мЂсто тая недЂйствительная вЂра, которую называют умозрительною. Поступай и здесь так, как на оперЂ, и довольствуйся тЂм, что глазам твоим представляется, а за ширмы и за хребет театра не заглядай. ЗдЂлана сія занавЂса нарочно для худородных и склонных к любопытству сердец, потому что подлость, чем в ближайшее знакомство \149\ входит, тЂм пуще к великим дЂлам и персонам учтивость свою теряет.

На что тебЂ спрашивать, напримЂр, о воскресеніи мертвых, если и самый дар воскрешать могти ничего не пользует бездЂльной душЂ — ни воскрешающей, ни воскрешаемой? От таковых-то любопытников породились расколы, суевЂрія и прочія язвы, которыми вся Европа безпокоится. ВажнЂйшее дело божіе есть: одну безпутную / 12/131 / душу оживотворить духом своих заповЂдей, нежели из небытія произвесть новый земной шар, населенный беззаконниками.

Не тот вЂрен государю, кто в тайности его вникнуть старается, но кто волю его усердно исполняет.

ВЂчная сія премудрость божія во всЂх вЂках и народах неумолкно продолжает рЂчь свою, и она не иное что есть, как повсем[Ђ]ственнаго 9 естества божія невидимое лицо и живое слово, тайно ко всЂм нам внутрь гремящее. Но не хотим слушать совЂтов ея, одни за лишеніем слуха, а самая большая часть — по нещастному упрямству, от худаго зависящему воспитанія.

Прислушивалися нетлЂнному сему гласу премудрыя люди, называемыя у жидов пророками, и со глубочайшим опасеніем повелЂваемое исполняли.

Она начало и конец всЂх книг пророческих; от нея, чрез нея и для нея все в них написано.

По сей причинЂ разные себЂ имена получила. Она называется образ божій, слава, свЂт, слово, совЂт, воскресеніе, живот, путь, правда, мир, судьба, / 12/132 / оправданіе, благодать, истинна, сила божія, имя божіе, воля божія, камень вЂры, царство божіе и проч. А самые первЂйшіе христіянЂ назвали ее Христом, то есть царем, потому что одна она управляет к вЂчному и временному щастію всЂ государства, всякія сожительства и каждаго порознь. Да и, кромЂ того, у древних царственным называлось все, что верховным и главнЂйшим почиталось.

ПровидЂл било Авраам блаженнЂйшій свЂт ея и, на ней увЂрившись, здЂлался со всею фамиліею справедливым, а с подданными благополучным. Однак она и прежде Авраама всегда у своих любителей живала. А Моисей, с невидимаго сего образа божія будто план сняв, начертил его просто и грубо самонужнЂйшими линіами и, по нему основывав 10 жидовское общество, здЂлал оное благополучным же и побЂдительным. Он по-тогдашнему написал было его на каменных досках и так здЂлал, что невидимая премудрость божія, будто видимый и тлЂнный человЂк, чувственным голосом ко всЂм нам рЂчь свою имЂет.

Сія рЂчь, понеже от него раздЂлена на десять разсужденій, или пунктов, потому названа десятословіем. / 13/141 / \150\





Глава 5-я

О ДЕСЯТОСЛОВІИ


I

«Аз есмь господь бог твой, да не будут тебЂ бози иныи!..» и прочая.

ЯснЂе сказать так:

Я глава твоего благополучія и свЂт разума. Берегись, чтоб ты не основал житія твоего на иных совЂтах, искуствах и вымыслах, хотя б они из ангельских умов родились. Положись на меня 11 слЂпо. Если ж, мене минув, заложиш вЂк твой на иной премудрости, то она тебЂ будет и богом, но не истинным, а посему и щастіе твое подобно будет воровской монЂтЂ.


II

«Не сотвори себЂ кумира!..» и проч.

А как на подлых камнях, так еще больше не велю тебЂ строится на видимостях. Всяка видимость есть плоть, а всяка плоть есть пЂсок, хотя б она в поднебесной родилась; все то идол, что видимое. / 13/142 /


III

«Не пріемли имени!..» и проч.

Смотри ж, во-первых, не впади в ров безумія, будто в свЂтЂ ничего нЂт, кромЂ видимостей, и будто имя сіе (бог) пустое есть. В сей-то безднЂ живут клятвы ложныя, лицемЂрія, обманы, лукавства, измЂны и всЂ тайных и явных мерзостей страшилища. А вмЂсто того напиши на сердцЂ, что вездЂ, всегда присудствует тайный суд божій, готов на всяком мЂстЂ невидимо жечь и сЂчь невидимую твою часть, не косня ни точки, за всЂ дЂла, слова и мысли, в которых мене нЂт


IV

«Помни день субботный!..» и протч.

Сіе ты повсюду и внутрь тебе кроющееся величество божіе с вЂрою и страхом в день воскресный прославлять не забывай, а покланяйся не пустыми только церемоніами, но самым дЂлом, сердечно ему подражая. Его дЂло и вся забава в том, чтоб всеминутно промышлять о пользЂ всякой твари, / 14/151 / и от тебе больше ничего не требует, кромЂ чистосердечнаго милосердія к ближним твоим. \151\

А сіе весьма легко. ВЂрь только, что сам себЂ десятью пользуеш в самое то время, как пользуеш других, и напротив того.


V

«Чти отца твоего!..» и протч...

Прежде всЂх отца и мать почитай и служи им. Они суть видимые портреты того невидимаго существа, которое тебе столько одолжает.

А вот кто отец твой и мать: будь, во-первых, вЂрен и усерден государю, послушен градоначальнику, учтив к священнику, покорный родителям, благодарен учителям твоим и благодЂтелям. Вот истинный путь к твоему вЂчному и временному благоденствію и к утвержденію твоей фамиліи. Что же касается до протчіих общества частей, берегись слЂдующаго:


VI

«Не убій!» / 14/152 /


VII

«Не прелюбодЂйствуй!»


VIII

«Не воруй!»


IX

«Не свидЂтельствуй 12 ложно, или не клевещи!»

Осуждаем виннаго, а клевещем невиннаго. Сія есть страшнЂйшая злоба, и клеветник еллински — діавол.


X

«Не пожелай!..»

Но понеже злое намЂреніе сЂменем есть злых дЂл, которым числа нЂт, а сердце рабское неисчерпаемым есть источником худых намЂреній, для того по вЂк твой нельзя быть тебЂ честным, если не попустиш, дабы вновь бог переродил сердце твое. Посвяти ж оное нелицемЂрнЂй любви. В то время вдруг бездна в тебЂ беззаконій заключится... Бог, божіе слово, к его слову любов — все то одно. / 15/161 /

Сим троеличным огнем ражженное сердце никогда не согрЂшает, потому что злых сЂмен или намЂреній имЂть не может. \152\






Глава 6-я

О ИСТИННЂЙ ВЂРЂ


Если б человЂк мог скоро понять неоцЂненную великаго сего совЂта божія цЂну, мог бы его вдруг принять и любить.

Но понеже тЂлесное, грубое разсужденіе сему препятствует, для того нужна ему вЂра. Она закрытое всЂм совЂтом блаженство, будто издали в зрительную просматривает трубку, с которою и представляется.

При ней необходимо должна быть надежда. Она слЂпо и насильно удерживает сердце человЂческое при единороднЂй сей истиннЂ, не попущая волноватись подлыми посторонних мнЂній вЂтрами. По сей причинЂ представляется в видЂ женщины, держащія якорь. / 15/162 /

Сіи добродЂтели сердце человЂческое, будто надежный ветер корабль, приводит, наконец, в гавань любви и ей поручает.

В то время, по открытіи глаз, тайно кричит в душЂ дух святый слЂдующее:

«Правда твоя, правда вовЂк, и закон твой — истина».






Гдава 7-я

БЛАГОЧЕСТІЕ И ЦЕРЕМОНІА — РАЗНЬ

Вся десятословія сила вмЂщается в одном сем имени любовь.

Она есть вЂчным союзом между богом и человЂком. Она огонь есть невидимый, которым сердце разпаляется к божію слову или волЂ, а посему и сама она есть бог.

Сія божественная любовь имЂет на себЂ внЂшніе виды, или значки; / 16/171 / они-то называются церемонія, обряд, или образ благочестія. Итак, церемонія возлЂ благочестія есть то, что возлЂ плодов лист, что на зернах шелуха, что при доброжелательст†комплементы. Естли ж сія маска лишена своей силы, в то время остается одна лицемЂрная обманчивость, а человЂк — гробом разкрашенным.

Все же то церемонія, что может исправлять самый нещастный бездЂльник 13.







Гдава 8-я

ЗАКОН БОЖІЙ И ПРЕДАНІЕ — РАЗНЬ


Закон божій пребывает вовЂки, а человЂческія преданія не вездЂ и не всегда.

Закон божій есть райское древо, а преданіе — тЂнь. \153\

Закон божій есть плод жизни, а преданіе — листвіе. Закон божій есть божіе 14 в человшь сердце, а преданіе есть смоковный лист, часто покрывающій ехидну. Дверь храма божія есть закон божій, а преданіе есть придЂланный / 16/172 / к храму притвор. Сколько преддверіе от алтаря, а хвост от головы, столь далече отстоит преданіе.

У нас почти вездЂ несравненную сію [разность] 15 сравнивают, забыв закон божій и смЂшав с грязью человЂческою воедино, даже до того, что человЂческія враки выше возносят; и, на оныя уповая, о любви не подумают, да исполнится сіе: «ЛицемЂры! За преданія ваша разористе закон». Все же то есть преданіе, что не божій закон.







Глава 9-я

О СТРАСТЯХ, ИЛИ ГРЂХАХ


Страсть есть моровой в душЂ воздух. Она есть безпутное желаніе видимостей, а называется нечистый или мучительный дух. ГлавнЂйшая всЂх есть зависть, мать протчих страстей и беззаконій. Она есть главным центром оныя пропасти, гдЂ душа мучится. / 17/181 / Ничто ее не красит и не пользует. Не мил ей свет, не люба благочинность, а вред столь сладок, что сама себя десятью снЂдает.

Жалом адскаго сего дракона есть весь род грЂхов, а вот фамиліа его: ненависть, памятозлобіе, гордость, лесть, несытость, скука, раскаяніе, тоска, кручина и прочій неусыпаемый в душЂ червь.







Глава 10-я

О ЛЮБВИ, ИЛИ ЧИСТОСЕРДЕЧІИ


Противится сей безднЂ чистосердечіе. Оно есть спокойное в душЂ дыханіе и вЂяніе святаго духа.

Оно подобно прекрасному саду, тихих вЂтров, сладкодышущих цвЂгов и утЂхи исполненному, в котором процвЂтает древо нетлЂнныя жизни.

А вот плоды его: доброжелательство, незлобіе, склонность, кротость, нелицемЂріе, благонадежность, / 17/182 / безопасность, удовольствіе, кураж и протчія неотъемлемыя забавы.

Кто такову душу имЂет, мир на нем, и милость, и веселіе вЂчное над головою сего истиннаго христіанина!


Аминь 16. \154\


/ 11 /












Попередня     Головна     Наступна         Примітки


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.