[Григорій Сковорода. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К., 1973. — Т. 2. — С. 6-31.]

Попередня     Головна     Наступна         Примітки





ТРАКТАТИ, ДІАЛОГИ, ПРИТЧІ



КНИЖЕЧКА, НАЗЫВАЕМАЯ SILENUS ALCIBIADIS, СИРЂЧЬ ИКОНА АЛКІВІАДСКАЯ
[ИЗРАИЛСКІЙ ЗМІЙ] 1


Написана 1776 года, марта 28-го Поднесена в день пасхи 2

 / 202 /


ВЫСОКОМИЛОСТИВОМУ ГОСУДАРЮ СТЕПАНУ ИВАНОВИЧУ, ГОСПОДИНУ ПОЛКОВНИКУ ЕГО ВЫСОКОРОДІЮ ТЕВЯШЕВУ 3

 / 211 /


Высокомилостивый государь!


ИзвЂстное впрямь 4 есть слово Сократово: «Иной живет на то, чтоб Ђсть, а я-де Ђм на то, чтоб жить».

Жизнь не то значит, чтоб только Ђсть и пить, но быть веселым и куражным, и сытость тЂлесная не даст куража сердцу, лишенному своея пищи.

В сем-то разумЂ учил своих друзей Епикур, что жизнь зависит от сладости и что веселіе сердца есть то живот человЂку. Горатіус то же, что Епикур, мыслит: Nec dulcia differ in annum.., сирЂчь: «Сладости не отлагай на год». А что он чрез сладость разумЂет веселіе сердца, видно из послЂдующих: Ut quocunque loco fueris, vixisse libenter te dicas, сирЂчь: «Дабы ты мог сказать о себЂ, что для тебе вездЂ жилось куражно». / 212 /

УтЂшеніе и кураж, кураж и сладость, сладость и жизнь есть то же. И что Горацій сказал: сладости не отлагай, то Сенека протолковал: жизни не отлагай. Sera nimis est vita crastina. Vive hodie 5 — «Живи днесь».

Силу слова сего люди, не раскусив во всЂх вЂках и народах, обезславили Епикура за сладость и почли самаго его пастырем стада свиннаго, а каждаго из друзей его величали: Epicuri de grege porcus.

Ho когда жизнь от сердечнаго веселія, а веселіе от сладости, тогда откуду зависит сладость, услаждающая сердце?

Изъясняет боговидец Платон А: «НЂт сладчае истины». А нам можно сказать, что в одной истинЂ живет истинная сладость и что одна она животворит владЂющее тЂлом сердце наше. И неошибся нЂкий мудрец, положившій предЂлом между учоным и неучоным предЂл мертваго и живаго.

Пифагор, раскусив éмблемат треугольника и узрЂв в нем истину, с веселіем вопіет: / 221 / «ОбрЂтох! ОбрЂтох!».



А Divinus Plato 6 [Божественний Платон]. Прим. автора.



Видно, что жизнь живет тогда, когда мысль наша, любля \7\ истину, любит выслЂдывать тропинки ея и, встрЂтив око ея, торжествует и веселится сим незаходимым свЂтом. Сей свЂт услаждает и старость Солонову; а он, и состарЂваясь, каждый день нЂчто вкушает от ядомых всЂми, но не истощаемых сладостей, согрЂвающих и питающих сердечныя мысли, как весенное солнце каждую тварь. И как правильная цыркулаціа крови в звЂрях, а в травах соков раждает благосостояніе тЂлу их, так истинныя мысли озаряют благодушіем сердце. И не дивно, что нЂкіих избранных человЂков монументы и записки сею такою надписью оглавлены: житіе и жизнь имя рек.

Житіе значит: родиться, кормиться, расти и умаляться, а жизнь есть плодоприношеніе, прозябшее от зéрна истины, царствовавшія в сердцЂ их. И не напрасно друг истины Цицеронов Катон любил в старости пирушки, но растворенныя насыщающими сердце мудрыми бесЂдами, начертающими невидимую нигдЂ, / 222 / а прекрасную ипóстась истины, влекущія всЂх чувствы и услаждающія.

К чему ж сія рЂчь течет? К тому, что высоких фамилій люди не только в тяжбах, войнах, коммерціях, домостроительствах, художествах, но и в самом первом пунктЂ, сирЂчь в мыслях, до бога касающихся, должны находить истину, а противоборствовать суевЂрію.

ВЂрно, что шар земный без болотных луж, без мертвых озер, без гнилых и долних низкостей быть не может. Но в таких мЂстах жабы и сродныя им птицы да водворяются, а соколы с орлами выспрь в пространство чистых небес да возносятся, оставив дрождіе для непросвЂщенной подлости.

Итак, благочестивое сердце между высыпанными курганами буйнаго безбожія и между подлыми болотами рабострастнаго суевЂрія, не уклоняясь ни вправо, ни влЂво, прямо течет на гору божію и в дом бога Ияковля.

ВЂрно слово, что царь и судія израилскій, / 231 / а христіанскій бог есть бібліа.

Но сей бог наш первЂе на еврейскій, потом на христіанскій род безчисленныя и ужасныя навел суевЂрій наводненія.

Из суевЂрій родились вздоры, споры, секты, вражды междусобныя 7 и странныя, ручныя и словесныя войны, младенческіе страхи и протч. НЂт желчнЂе и жестоковыйнЂе суевЂрія и нЂт дерзновеннЂе, как бЂшенность, разженная слЂпым, но ревностным глупаго повЂрія жаром тогда, когда сія ехидна, предпочитая нелЂпыя и нестаточныя враки над милость и любовь и онЂмЂв чувством человЂколюбія, гонит своего брата, дыша убійством, и симь мнится службу приносити богу.

Сей седмиглавный дракон (бібліа), вод горких хлябы изблевая, весь свой шар земный покрыл суевЂріем. Оно не иное \8\ что есть, как безразумное, но будьто богом осуществованное и защищаемое разумЂніе.

Говорят суевЂру: «Слушай, друг! Нельзя сему статься... Противно натурЂ... Кроется здЂсь что-то». Но он во весь опор со желчію / 232 / вопіет, что точно лЂтали Иліины кони. При ЕлиссеЂ 8 плавало-де желЂзо, раздЂлялись воды, возвращался Іордан, за Іисуса Навина зацепилося солнце, за Адама зміи имЂли язык человЂческой... Вот! Скоро-де конец міру... бог знает, может быть, в слЂдующій 1777 год спадут на землю звЂзды... Что? Раз†нельзя, чтоб Лот был пян от нововыдавленнаго вина?.. Пускай оно у нас не хмЂльное, но от бога вся возможна...

Сих дрождей упився, суевЂр бражничает и козлогласует нелЂпую, обявляя непріятелями и еретиками всЂх несогласных ему. Лучше не читать и не слышать, нежели читать без очей, а без ушей слышать и поучатися тщетным. ДЂтское есть сіе мудрованіе, обличающее наглость и непостоянность блаженныя натуры, будьто она когда-то и гдЂ-то дЂлала то, чего теперь нигдЂ не дЂлает и впредь не станет.

Все же то невеликое, что ненужное, и все ненужное то, что не всегда и не вездЂ есть возможное. / 241 / Возможное и нужное, а нужное и полезное есть то же и напротив того. Кая ж слава и хвала дЂлать невозможное?

Все преграждаемое законом блаженныя натуры есть тЂм не полезное, чем не возможное, а чем полезное, тЂм возможное. По сему-то есть благословенно царство ея и дивным вкусом дышет сіе слово Епикурово: «Благодареніе блаженной натурЂ за то, что нужное здЂлала нетрудным, а трудное ненужным».

Востать противу царства ея законов — сія есть нещасная исполинская дерзость, люблящая прегражденіе, невозможность и безполезность, а супостат ползЂ.

Как же могла востать сама 9 на свой закон блаженная натура, раз она велЂла тонуть желЂзу — и бысть тако?!

Такія нелЂпыя мысли пущай мЂсто имЂют в дЂтских и подлых умах, / 242 / не в возмужавших и высоких фамилій людях. Да вкушают божію сію ложь и буйство дЂти и то до времени, а благоразумные да будут готовы к лучшему столу. Они, не быв причастниками лжи сея и буйства, могут не зажигать, но тушить факел колЂблющаго общую тишину и бражничествующаго раскола.

НЂт вреднЂе, как тое, что сооружено к главному добру, а здЂлалось растлЂнным. И нЂт смертоноснЂе для общества язвы, как суевЂріе — листвіе лицемЂрам, маска мошенникам, стЂнь тунеядцам, стрекало и поджога дЂтоумным.

Оно возъярило премилосердную утробу Тита, загладило Іерусалим, разорило Царьград, обезобразило братнею кровію \9\ парижскія улицы, сына на отца вооружило. И не напрасно Плутарх хуже безбожія ставит суевЂріе. Для меня-де лучше, когда люди скажут, что Плутарха на свЂтЂ не было, нежели что он был нагл, непостоянен, немилосерд / 251 / и протч.10 Да и впрямь суевЂр скорбит, если кто на полдень, а не на восток с ним молится. Иной сердит, что погружают, другой бЂсится, что обливают крещаемаго. Иной кленет квас, другой оприсноки... Но кто сочтет всю суевЂрных голов паучину? Будьто бог — варвар, чтоб за мЂлочь враждовать.

Во всЂх же сих вздорах бЂгут к покровительницЂ своей бібліи, а она со строптивыми развращается.

Біблія есть ложь, и буйство божіе не в том, чтоб лжи нас научала, но только во лжЂ напечатлЂла 11 слЂды и стези, ползущій ум возводящія к превыспреннЂй истинЂ, как значит вопрос сей: «Аще убо введеши мя в предЂлы их?» «Аще же ли и вЂси стези их?» (Іов, 38).

Вся же тварь есть ложь непостоянна и обманчива, и вся тварь есть то поле слЂдов божіих. Во всЂх сих лживых терминах, или предЂлах, таится и является, лежит и востает пресвЂтлая истина и о ней-то слово: / 252 / «Истина от земли возсія». «Злато земли оныя доброе».

И всЂм сим слЂдам и писанным и глаголанным в ней будет совершеніе от господа, сирЂчь конец и событіе неосуществованным тварям приложит истина господня. Вот что значит: «От бога вся возможна», сирЂчь по тварям оно пустое и нестаточное, а по бозЂ действительное и точное.

Кто? Раз†кто угорЂл или в горячкЂ, тот скажет: «ЖелЂзо плавает... От бога-де вся возможна...» И кой сей есть род странный богословія, если в нем рЂчь о желЂзЂ, не о бозЂ?

Сіе значит: начать за здоровья, а кончить за упокой, по пословицЂ.

Впротчем 12 же буде, когда, наконец, сверх поля тлЂнныя твари (желЂзо ли она, или золото, или алмаз) покажется обвитая желЂзом по ребрам своим пресильная истина, во время оно благоразумный не умолкнет и скажет: «Всплыве желЂзо» (4 Царств, гл. [6]). / 261 /

Как солнечный блеск по верху вод, а воды сверх голубаго озера и как пестрые цвЂты, высыпанные по шелковом полю в хитротканных камках, так по лицу в бібліи сплетеннаго множества тварей безчисленных, как манна и снЂг, во свое время являет прекрасное свое вЂчности око истина. И о сих-то ткателях и книгосплетцах, каков был Веселеил и протчіе 13, гремит вопрос божій к Іову: «Кто дал есть женам тканія мудрость 14 или испещренія хитрость?» (гл. 38).

Здесь авктóры нарицаются жены, соткавшія біблейные свитки разных полотен. Во Иліи тоже нам нужды нЂт. Но \10\ сія стЂнь нЂчтось ведет лучшее себе. Да там и написано так: «РазумЂеши ли, яко Илія взятся?..»

Будьто за ухо порвав, догадываться велит, что в сих враках, как в шелухЂ, закрылось сЂмя истины. А сіе и мальчик разумЂет: «Взят бысть Илія вихром...» / 262 / Что ж есть сіе? ОтвЂт: сей есть глагол божій — не человЂчій и не о человЂкЂ. Илія есть стЂнь того: «Ходяй на крилу вЂтрен». А колесница и конница чія? Ізраилева?.. Никак!, Колесница божія, а конница его ж. Іяков же, так как и Илія, есть слабая тЂнь того: «Подъях вас, яко на крилЂх орлих, и приведох вас к себЂ».

Сей на всЂх их, как на апостолах и на своих ангелах, Ђздит, и не Симеон его, но вЂчный Симеона и всЂх их, как ветошь свою, носит.

Являясь истина по лицу фігур своих, будьто Ђздит по них.

А они, возвышаясь в тонкій божества разум, будьто вземлются от земли и, достиг к своему началу с Іорданом, паки отпадают, как послЂ плодов листвіе в прежнее тлЂни своей мЂсто с Давидом: «Ослаби ми, да почію прежде даже...» 15

И сіе-то есть: «Преобразит тЂло смир[енія] н[ашего]. Истина, возвышая Илію, преобразует и всЂх их. В сію гавань желает душа Давидова, / 271 / и в сем безопасном мЂстЂ намЂрен, как елень, отложить роги свои. «Кто даст мнЂ крилЂ?..»

Достиг же к точкЂ, паки в ничтожность свою возвращается. «Прежде даже не отыйду и к тому не буду» 16.

«Презирающій сокровенную во лжи біблийной истину подался к сторонЂ безбожников, а гоняй вЂтры 17 и насыщаяйся лжею есть суевЂр, ползущій и грязь со зміем ядущій. Тот нагл и недогадлив, а сей глуп и гнусен. БлагороднЂе есть презрЂть, нежели около оприснóка жевать трепицу. Если кто оттворил начальную дверь сію: «ВначалЂ сотвори бог небо и з[емлю]» 18.

Легко может входить и в протчія 19 сих книг обители. Кажется, дверь сія отверста для каждаго, но сію мысль опровергает слово Петрово: «Таится бо сіе от них, яко небеса бЂша исперва», сирЂчь, что значит: «ВначалЂ сотвори б[ог] небо и з[емлю]» 20. Каждая почти здЂсь сентенціа не вкусна, поколь не прилóжит своея к ней силы рука, / 272 / у Даніила по верху стЂны, а у евангелиста по землЂ пишущая. И всякая мысль подло, как змій по землЂ 21 ползет. Но есть в ней око голубицы, взирающія вышше 22 потопных вод на прекрасную ипóстась истины. Словом, вся сія дрянь дышет богом и вЂчностью, и дух божій носится над всею сею лужею и лжею. Я в сей книжечкЂ представляю опыты, коим образом входить можно в точный сих книг разум. Писал я ее, забавляя праздность и прогоняя скуку, а вашему высокород[ію] 23 подношу не столько для любопытства, сколько ради засвидЂтельство-\11\ванія благодарнаго моего сердца за многія милости ваши, на подобіе частых древесных вЂтвей, прохладною тЂнью праздность мою вспокоива́ющія, так что и мнЂ можно сказать с Мароновым пастухом: Deus nobis haec otia fecit.


Высокомилост[ивый] государ!

вашего высокор[одія]

всепокорнЂйший и многоодолжен[ный] слуга

студент Григорій Сковорода 24. / 281 /




ГЛАВИЗНА СЕЯ КНИГИ


«Ты кто еси. И рече им Іисус: — Начаток» (Ев[ангеліе от] Іоанна, гл. 8).

«Блага Мудрость... паче же видящим солнце» (Премудр[ости] Солом[она]).

«Блага ярость паче смЂха. Яко в злобЂ лица ублажится сердце» (Премудр[ости] Солом[она]).

«Начало Сіону дам...» (Исаіа).

«Испытайте писаній... Та суть, свидетЂлствующая о мнЂ» (Ев[ангеліе от] Іоанна гл. 5).

«Не на лица зряще судите...» (От Іоанна Ев[ангеліе]) 25.

Слово к богу: A te principium, tibi desinat, то есть: »Ты и от тебе начало исходит; к тебЂ ж оно и конец свой приводит» 26. / 282 /




ПРЕДДВЕРІЕ, ИЛИ КРИЛЬЦО / 291 /


Пустынник обитал в глубоком уединеніи. Он каждый день при восхожденіи солнца всходил в пространный вертоград. В вертоградЂ жила гірекрасная и чрезчур смирная птица. Он любопытно взирал на чудныя свойства оныя птицы, веселился, ловил и тЂмь нечувствительно провождал время. Птица, нарочно близко садясь, куражила ловлю его и казалась тысячу раз быть в руках, но не мог ее никогда поймать. «Не тужи о сем, друг мой, сказала птица, что поймать не можеш. Ты станеш вЂк меня ловить на то, чтоб никогда не уловить, а только забавляться». Когда-то приходит к нему друг его. По привитаньи завелась дружеская бесЂда. «Скажи мнЂ, спрашивает гость, чем ты в дремучей твоей пустынЂ 27 забавляешься? Я бы в ней умер от скуки...» Но пустынник / 292 /: «Скажи-де ты прежде, что тебе веселит в общежительствЂ? Я бы в нем умер от грусти...» — «Моих забав три родника, — гость отвЂчал, — 1) оказываю по силЂ домашним моим и чужим благодЂянія; 2) хорошее благосостояніе здравія; 3) 28 пріятность дружескаго общежительства...» — «А я, — сказал пустынник, — имЂю д†забавы: птицу и начало. Я птицу всегда \12\ ловлю, но никогда не могу ее поймать. Я имЂю шелковых тысячу и один фигурных узлов. Ищу в них начала и никогда развязать не могу...»

«МнЂ твои забавы, — говорит гость, — кажутся дЂтскими. Но если 29 они невинны, а тебе веселить сродны, я тебЂ прощаю», И оставил друга с забавным его началом. / 10/301 /






ПредЂл 1-й

ОБРАЩЕНІЕ ПРИТЧИ К БОГУ, ИЛИ К ВЂЧНОСТИ


Божественные миста́гоги, или тайноводители, приписывают начало единственно точію богу. Да оно и есть так точно, естли осмотрЂться... Начало точное есть то, что прежде себе ничего не имЂло. А как вся тварь родится и ищезает, так, конечно, нЂчтось прежде ея было и послЂ ея остается. Итак, ничто началом и концем быть не может. Начало и конец есть то же, что бог, или вЂчность. Ничево 30 нЂт ни прежде ея, ни послЂ ея. Нсе в неограниченных своих нЂдрах вмЂщает. И не ей что-либо, но она всему началом и концем. Начало и конец есть, по мнЂнію их, то же. И точно так есть, если разсудить. ВЂчность не начинаемое свое и послЂ всего остающееся пространство даже до того простирает, чтоб ей и предварять все-на-все А. В ней так, как в колцЂ: первая и послЂдняя точка есть та же, и гдЂ началось, / 10/302 / там же и кончилось.



А Все-на-все; graece: па́мпан, universum 31. Прим. автора.



В самых тварях сіе можно примЂтить: что тогда 32, когда согнивает старое на ни†зерно, выходит из него новая зелень и согнитіе стараго есть рожденіем новаго, дабы, гдЂ паденіе, тут же присутствовало и возобновленіе, свидЂтельствующее о премудром ея и всесохраняющем міростроительствЂ.

Во всяких же веществах для любопытнаго зрителя премилосердная сія мати, почти осязаемая, но не понимаемая, подобна смирной, но не уловляемой птицЂ.

Сіе правдивое начало вездЂ живет. По сему оно не часть и не состоит из частей, но цЂлое и твердое, затЂм и неразоряемое, с мЂста на мЂсто не преходящее, но единое, безмЂрное и надежное. А как вездЂ, так и всегда есть. Все предваряет и заключает, само ни предваряемое, ни заключаемое. Сим началом благословляется Асир, сын Іяковль 33: «Покрыет тя божіе начало».

ПрозрЂвшій сквозь мрак сіе начало назывался у еврей пророком, назывался и священником, то есть святое видящим и / 11/311 / показующим, а чрез то людским освятителем. ИндЂ такіе \13\ называлися маги, или волхвы, индЂ халдеи, гимнософисты; у еллин — іереи, софи, философи, іерофанты и протчая 34. ОпредЂленные 35 ж в сію науку увольнялись всЂх житейских дЂл. Сіе значило посвятиться богу. Тогда они в натурЂ и в книгах вольно искали начала.






ПредЂл 2-й

В ВЕЩАХ МОЖНО ПРИМЂТИТЬ ВЂЧНОСТЬ


ЗемлемЂры во всЂх своих фигурах восходят к источнику, находят центр и начало. А если кто чистосердечный охотник, может в нЂкоторых веществах примЂчать тончайшій дивнаго сего начала луч, каков испущает во мракЂ утренняя заря.

Взглянем (напримЂр) на рыбу, названную у римлян remora, сирЂчь удержаніе. Она, прильнувши к брюху корабля, самое быстрЂйшее удерживает его стремленіе.

Поколь смотриш на рыбу, не чувствует душа никакова вкуса. А когда проницать оком во утаéнное в неболшой рыбЂ божіе / 11/312 / начало, тогда сердце находит сладость сота, найденнаго во ль†Сампсоном. «Гортань его — сладость и весь желаніе».

БезмЂстное и нестаточное дЂло, дабы рыба одною тлЂнныя своея природы грязью могла препобЂдить и обуздать быстроту столь ужасныя ма́шины, если бы в тлЂнной ея тмЂ не закрывался начальник тот: «Положи тму, закров свой».

Сей есть родник антипафіи и симпафіи А.

Взглянем на землю и на около нас находящеесь. МЂлочной звЂрочок мыш, вкравшаясь за дорожним припасом в коляску, бЂшенную рысть самых буйных лошаков приводит в слабость и истомленіе. Взглянь на слабосильного звЂрька 37 — человЂка 38. Он водит медведи и сло́ны. Взглянь на маленькую компасную коробочку и на малую часть корабля — на его руль. Он правит теченіе, а тая указывает путь. Маленькая искра разоряет городскія стЂны. Из крошечнаго зéрна выходит толикая яблонь. Легенькій во́здушный шум есть испущенное из / 12/321 / уст слово, но оно часто или смертно уязвляет, или в кураж приводит и оживляет душу. Малая птица — пЂтух пугает льва, а мыш — сло́на. Невидная пружина в соста†движет всю часовую машину. Неосязаемая в цыркулЂ точка источником есть всЂх фигур и машин. Десятофунтная машинка ворочает стопудную тяжесть. Соломяный крутЂнь разбивает кремень. Ничтожная гражданских законов бумажка содержит гражданство в тишинЂ.



А ’Αντιπάθης, συμπαθής — противострастный, сострастный; сострастіе, противострастіе 36. Прим. автора.



Отцовская старость \14\ владЂет жестоковыйными рабами и буйными сынами. Слабаго здоровья государ управляет безсловесную свирЂпость народную.

Все сіе по плоти ничто же есть, но по сокровенному в себЂ естеству сильное. «Дух животворит». Сіе чудное начало: в немощах — сила, в тлЂни — нетлЂніе, а в мЂлочи есть величіе. Оно начиная — кончит, а кончая 39 — начинает; раждая — погубляет, погубляя — раждает; противным, врачуя, противное и враждебным, премудро споспЂшествуя, враждебному, как свидЂтельствует острое философских учеников / 12/322 / реченіе: Unius interitus est alterius generatio — «Одной вещи гибель раждает тварь другую».





ПредЂл 3-й

НАЧАЛО ВО ВСЂХ СИСТЕМАХ МІРСКИХ УМОЗРИТСЯ И ВСЮ ТЛЂНЬ, КАК ОДЕЖДУ СВОЮ 40, НОСИТ; ОНО ЕСТЬ МІР ПЕРВОРОДНЫЙ


Взглянем теперь на всемірный мір сей, как на увеселительный дом вЂчнаго, как на прекрасный рай из безщетных вертоградов, будьто вЂнец из вЂночков, или машинище, из машинок составленный 41.

А я вижу в нем единое начало, так как един центр и един умный ціркул во множест†их.

Но когда сіе начало и сей центр есть вездЂ, а окружія его нигдЂ нЂт, тогда вижу в сем цЂлом мирЂ два мира, един мір составляющія: мір видный и невидный, живый и мертвый, цЂлый и сокрушаемый. Сей риза, а тот — тЂло, сей тЂнь, а тот — древо; сей вещество, а тот — ипо́стась, сирЂчь: основаніе, содержашее вещественную грязь так, как рисунок держит свою краску. / 13/331 /

Итак, мір в мірЂ есть то вЂчность в тлЂни, жизнь в смерти, востаніе во снЂ, свЂт во тмЂ, во лжЂ 42 истина, в плачЂ радость, в отчаяніи надежда.

В сем мЂстЂ встрЂчается со мною любомудрое слово Платоново в такой силЂ: «Подлость не почитает за сущую точность». Nisi quod πριξ teneat, сирЂчь кромЂ одно тое, что в кулак схватить может, а в кулак схватить можно одно осязаемое. Если ж мнЂ скажеш, что внЂшній мір сей в каких-то мЂстах и временах кончится, имЂя положенный себЂ предЂл, и я скажу, что кончится, сирЂчь начинается.

Видиш, что одного мЂста граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда ж зачинается цыпліонок, когда портится яйцо. \15\



Сторінка автографа трактату «Икона Алківіадская». \16\




И так всегда все идет в безконечность. Вся исполняющее начало и мір сей, находясь тЂнь. его, границ не имЂет. Он всегда и вездЂ при своем началЂ, как тЂнь при яблонЂ 43. В том только разнь, что древо жизни стоит и пребывает, а тЂнь умаляется; то преходит, то родится, то ищезает и есть ничто.

Materia aeterna. / 13/332 /






ПредЂл 4-й

ЗДЂСЬ НЂСКОЛЬКО ЗНАМЕНІЙ, ГЕРБОВ И ПЕЧАТЕЙ, ТАЙНО ОБРАЗУЮЩИХ ГОРНЕЕ НАЧАЛО


Сіе единственное начало, как гла́ву мудрости, любомудрцы в разных вЂках и народах разными фигурами и монументами изобразили, напримЂр колцом, шаром, солнцем, оком... А как колцо, так перстень, гривна, вЂнец и протч.44 есть тот же образ.

За шаром идут звЂзды, планеты, плоды, зерно, древо, рай и протч.45 За солнцем — утро, свЂт, день, огнь, луча 46, молнія, блистаніе, дорогіе камни, золото, прекрасные и благовонные цвЂты и протч. Прекрасно сіяющая радуга тож взята во образ. Зороастер изобразил солнцем с сею пЂснію: «Услыши, блаженный, всевидящее имЂющій вечное око!».

Отсюду у древних персов поклоненіе солнцу, а день воскресный назван день солнца, сирЂчь день господень.

Монумент око подало повод изобразить человЂками, звЂрьми, скотами, птицами, рыбами и гадами. Отсюду случай к идолочтенію. / 14/341 / Подлость, видя на честных мЂстах написанныя или изваянныя тварей фигуры и не достиг в тайнообразуемое чрез оныя богоначаліе, слЂпо, как за якор спасенія своего, ухватилась за ничтожную сЂнь образов и погрязла в ней. Отсюду обоженіе человЂческой тлЂни к иным животным. Отсюду вздорныя, нелЂпых мнЂній книги, расколы, заблужденія и заразительнЂйшая язва, хуже безбожія — суевЂріе. Оно есть 47 то же, что идолочтеніе. Чему кто вЂрит и на что надЂется, тое и почитает. СуевЂр суетному вЂрит, идолочтец пустое чтет.

Но каждой твари фигура есть нечестивая пустошь, если воплощеніем и вмЂщеніем своим не освящает един свят. «Идол ничто же есть».

Идол, фигура, образ есть то же и ничто же. ПросвЂщенные также изобразили источником, а вслед сему водою, росою, мглою, снЂгом, льдом, инеем и протч.

И сердце взято во образ, как корень жизни, а обитель огня и любви. И стоящая средЂ моря каменная гора, а вслЂд \17\ / 14/342 / сему остров, гавань, суша, или матера́я земля и протч. В числЂ образов и крила орлія. Они возвышая долой склонное птичее тЂло отмЂннаго естества вид кажут.

А змій, держащій во устах свой хвост, приосЂняет, что безконечное начало и безначальный конец, начиная, кончит, кончая, начинает. Но безчисленный есть тайнообразный мрак божественных гаданій.






ПредЂл 5-й

НА СЕМ НАЧАЛЂ УТВЕРЖДЕНА ВСЯ БИБЛІА


Сіе истинное и единое начало есть зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концем всЂх книг еврейских. «ВначалЂ бЂ слово». «СирЂчь: всей библіи слово создано в том, чтоб была она единственным монументом начала.

«ВначалЂ бЂ слово». А дабы не было сумнЂнія, что сіе начало есть не подлое, но высокое, истинное и единое, для того всплошь написано: «И слово бЂ к богу».

Когда ж она здЂлана к богу и для бога, тогда / 15/351 / сія богодышущая книга и сама стала богом. «И бог бЂ слово», так как вексельная бумажка или асситнаціа стала монетою, а завЂт сокровищем. Сіе слово издревле здЂлано к богу. «Сей бЂ искони к богу». (Дольжно читать так:) Сіе бЂ искони к богу, сирЂчь слово (сей. λόγος) 48. Все в нем богозданное и ничего нЂт, что бы не текло к богу. «Вся тЂм быша...» И как в ничтожной вексельной бумажкЂ сокрывается имперіал, так в тлЂнной и смертной сих книг сЂни и во мракЂ образов таится пречистое, пресвЂтлое и живое. «В том живот бЂ» и протч.49






ПредЂл 6-й

БИБЛІА ЕСТЬ МАЛЕНЬКІЙ БОГООБРАЗНЫЙ МІР, ИЛИ МІРИК 50.

МІРОЗДАНІЕ КАСАЕТСЯ ДО ОДНОЙ ЕЯ, НЕ ДО ВЕЛИКАГО, ТВАРЬМИ ОБИТАЕМАГО МІРА


Мойсей, ревнуя священникам египетским, собрал в одну громаду небесныя и земныя твари и, придав род благочестивых предков / 15/352 / своих, слЂпил «Книгу Бытія», сирЂчь мірозданія... Сіе заставило думать, что мір создан за 7000 лЂт назад.

Но обительный мір касается до тварей. Мы в нем, а он в нас обитает. Мойсейскій же, симболическій тайнообразный мір есть книга. Она ни в чем не трогает обительнаго міра, а только слЂдами собранных от него тварей путеводствует \18\ нас к присносущному началу единственно, как магнитная стрЂла, взирая на вЂчную твердь его.

А в том не очень нужная мудрость, чтоб вЂдать 51, прежде ли создан цвЂт или родился гриб?..

В сем предохраняет нас самый начаток книги. «ВначалЂ сотвори бог небо и з[емлю]» 52. Сказуют, что в еврейском лежит так: «ВначалЂ сотворил боги». А дабы сіе разумЂлось о книгЂ, написано: «Я ги́ммел, кЂ я га́рец», сирЂчь: «Сіе небо и сію землю». РЂчь сія никак не пристала ко вселенскому міру. Естли находится одна точію земля, как прежде / 16/361 / думали, не кстати говорится: «Сію землю, сіе солнце».

Естли же обитаемым мірам нЂсть числа, как нынЂ начали думать, и тут нелЂпый вздор: «Сіе небо!..» А другое ж, десятое, сотое, тысящное, кто создал? Конечно, каждаго міра машина имЂет свое, с пловущими в нем планетами небо. Вот на что создана сія мірозданія книга! «Небеса повЂдают славу божію...» НЂт в ней рЂчи, ни слова, чтоб не дышало благовЂстіем вечнаго. Во всЂх земли сея предЂлах (terminus — знаменіе) и во всЂх концах вселенныя сея выходит вЂщаніе вселюбезнЂйшаго начала и есть земля обЂтованная. «Не суть рЂчи ни словеса...» и протчая 53.

В началЂ божіем основал вЂчный сія небесныя и земныя твари, в сей книгЂ для его единаго собранныя. «ВначалЂ сотвори бог небо и з[емлю]». Грязь же сія и сволочь тлЂнных фигур натаскана безобразно и безпорядочно, не имущая вида, ни доброты. «Земля же бЂ невид[има] и неустр[оена]». / 16/362 /

И глубокая бездна морскаго стеченія их тмою неудоборазумЂнія покрывается. «И тма верху бездны». И дух же божій над сею топкою 54 тлЂнью, как ковчег сверх всемірнія воды, носится. Он сію тму просвЂщает, как молнія вселенную, сходит 55 на ню, как голуб, согрЂвает, как кокош, покрывает, как орел хврастное гнЂздо свое и крилами своими ничтожное естество наше возносит в горняя и преобразует. «И дух божій нош[ашеся] верху воды».

ВслЂд сего Мойсеева предисловія начинается сотвореніе тварей, созданіе сЂни, дЂланіе чудес божіих, фабрика фигур его. «И рече бог: — Вижу сквозь мрак присносущное начало и ему раболЂпно поклоняюся. Слышу тайный его во мнЂ гром сей» / 17/371 / «И рече бог: — Слушай, Мойсей! Пущай будет солнечный свЂт фигурою моею! Она станет показывать перстом истину 56 мою, сіяющую в тлЂнной вашей натурЂ, невЂроятную смертным».

«Да будет свЂт!» Итак, вдруг солнечный свЂт надЂл блистаніе славы божія и образ ипостаси его, а тлЂнь свЂтила сего здЂлалась солнцем правды и селеніем истины, как только вЂчный в солнцЂ положил селеніе свое. \19\

Сіе-то есть прямое сотвореніе сильнаго! А — дЂлать из ничего чудо, из сЂни — точность, дать грязи ипостась, а подлой тлЂни величіе.

Вся дЂла его в вЂрЂ, вЂра во истинЂ, истина в вЂчности, вЂчность в нетлЂніи, нетлЂніе в началЂ, начало в богЂ. «И бысть свЂт». / 17/372 /

На сіе доброе свое дЂло взирал вышній добрым своим оком. Он, презирая нашего свЂта подлую худость, терпящую запад, единственно смотрит на свой невечерній свЂт, в вещественном солнцЂ поселившійся и для любителей своих от сЂни его исходящій, как жених от чертога своего. «И видЂ бог свЂт, яко добро».

А дабы из двоих одно составляющих естеств не послЂдовала смЂсь, а из нея идолочтеніе, раздЂлил творец между свЂтом славы своея и между тмою тлЂни нашея 58, между истиною и между образующею сЂнью. «И разлучи бог между свЂтом и...» 59

И назвал свЂт истины днем, а сЂннообразную тму — ночью. «И нарече бог свЂт — день...» 60 Но дабы опять не послЂдовал раздор, разривающій двоицу сопряженных воедино естеств, здЂлан из тмы и свЂта, из дня и ночи, / 18/381 / из вечера и утра «день един» 61. Сей есть мір божій! ЛЂто радости и веселія, время вожделЂнное, день господень. Один он в тысячЂ лЂт, а 1000 лЂт в нем 62.

Сей день сотворил господь из противных натур: из лукавыя и добрыя, тлЂнныя и нетлЂнныя, из глада и сытости, из плача и радости в неслитном соединеніи.

Между водою подлою и небесною как раздЂляющая, так и соединяющая укрЂплена вЂчная твердь. А на все сіе смотрит создатель как на доброе, не как на лукавое 63.

В сем первом днЂ 64 явилось фигур 6: тма, свЂт, нощь, день, вечер, утро.

Из тЂх фигур символы 3: тма и свЂт, нощь и день, вечер и утро.

Символ составляется из фигур двоих или троих, означающих тлЂнь и вЂчность. Сюда-то смотрит божій тот запрос к Іову: «В коей землЂ 65 вселяется свЂт?». ТмЂ же кое есть мЂсто? НапримЂр: вечер и утро; вода, твердь и облак; море и суша» 66. / 18/382 /

Вечер есть дом тлЂни, а утро — град вЂчности. «Вечер водворится плач, а заутра — радость».

В водЂ и морЂ вмЂстилась тма и смерть, а на сушЂ, на небЂ и в облакЂ вселился свЂт и живот.

Еда в рЂках ярость твоя?» «Над небеси слава его» 67.



А Quid est techna poetica? Facere ex malo bonum. Quis bonus?.. Caro nihil...57 [Що таке поетичне мистецтво? — Робити з поганого добре. Хто добрий? Плоть — ніщо...]. Прим. автора. \20\






ПредЂл 7-й

О СИМВОЛАХ, ИЛИ ОБРАЗАХ. КАК ОНЫЕ НАЗЫВАЛИСЯ У ЕЛЛИН? А КАК НАЗЫВАЮТСЯ В БИБЛІИ?


Такія фигуры, заключающія в себЂ тайную силу, названы от еллинских любомудрцов 68: emblemata, hieroglyphica.

А в библіи называются: чудеса, знаменія, путіе, слЂды, сЂнь, стЂна, дверь, оконцо, образ, предЂл, печать, сосуд, мЂсто, дом, град, престол, конь, херувим, сирЂчь колесница и протч... Они-то суть скоты, звЂри 69, птицы чистыя и нечистыя, а библіа есть ковчег и рай божій, простЂе сказать — звЂринец.

«Насади господь бог рай во ЕдемЂ 70, на востоцЂ». / 19/391 /

Сюда ж в число ввел и человЂка. Должно трезвенно поднимать очи, когда здЂсь начитать: одЂяніе, мЂх, вретище, пелены, яслы, коробочка, кошница, гнЂздо, нырище, разсЂлина, пещера, гроб 71, ров, темница, узы, сЂть, плетень, куща и сим подобное.

«Коль добры домы твои, Іякове, и кущи твоя, Ізраилю!..» Также, когда начитается фигура цыркулная, плоскокруглая, шаровидная — каковая есть перстень, хлЂб, монета и протч., или виноградные и садовые плоды с вЂтвами и сЂменами и протч. Смотри бодро! НапримЂр, когда доброзрачная женщина Авигеа привезла Давиду, между протчим, 200 хлЂбов, кошницу гроздія и 200 вязаниц смоквей. «Привязуяй к лозЂ жребя свое». «Тебе и сЂмени твоему...»

Сей есть природный штиль библіи! Исторіалною или моралною лицемЂрностью так соплесть фигуры и символы, что иное на лицЂ, а иное в сердцЂ. Лицо, как шелуха, / 19/392 / а сердце есть зерном, и сіе-то значит: «Веніамин — волк, хищник — рано яст, еше и на вечер дает пищу».

И не дивно, что весь Израиль толчет в ступах манну А. Манна значит: что то? 72 СирЂчь чудо, а чудо есть образ или фигура.

Сама ея о фигурах рЂчь дышет гаданій мраком и самая кратчайшая сказочка заключает в узлЂ своем монумент сладчайшія вЂчности; как корка зерно, а перлова мать жемчужину и как луна солнечный свЂт отдает по всей земленности своей. НапримЂр.


А Manna? Quidnam hoc? Се что ли? Чудо, а родник его что то? Славенски — щудо есть ветхое. Прим. автора. \21\






ПредЂл 8-й

ПЕРВЫЙ ОПЫТ, ИСПЫТЫВАЮЩІЙ СИЛУ СЛЂДУЮЩАГО СЛОВА: «СОВЕРШИШАСЯ НЕБО И ЗЕМЛЯ...»


Под сим историчным видом закрылось то же, что под тЂм: «ВначалЂ сотвори бог...» Совершеніе, верх, конец и начало есть то же 73. Іяков, благословляя, сирЂчь дЂлая фигурою божіею Иосифа, переносит наверх главы его / 20/401 / силу, вЂчность образующих холмов или горских верхушек, являюшихся из-под потопа. То ж дЂлает и Мойсей? «От верха гор начала и от верха холмов вЂчных земля есть Иосифова», — говорит Мойсей. Также кланяется Іяков верху жезла Иосифова. Вспоминает и Давид верх влас... Но все сіе: «Изнеможе — ты же совершил еси».

Верхи гор, волосы глав, лучи зари и солнца — все сіе ничто же есть Но сіи фигуры текут к вЂчному, его ж силою влекомыя, — как гласит запрос его к Іову: «Вечернюю звЂзду за власы ея привлечеши ли?». Он один совершеніе и конец свЂтилам и знаменіям. «Да станет солнце! И ста солнце и луна». «Дондеже пришедши, ста верху... Се нынЂ74

«Соверш[ишася] 75 небо и земля и все украшеніе их». Спаситель, умирая, послЂдній испустил вопль: «Совершишася», сирЂчь: вся сія исторіа с нравоученіем создана вначалЂ: сіесть в бозЂ, отцЂ моем. / 20/402 / «ВначалЂ бЂ слово». И все сіе идет к вЂчнаго точкЂ, как к своему совершенію. Все сіе нынЂ 76 совершенно уже 77 и отдЂлано. «Совершиш[ася] небо и земля».

Не наше сіе и не до нас. Божіе есть время и дЂло, и слава. «Соверши бог в день шестый дЂла своя».

Когда весь симболичный мир устроен в теченіе к божественному центру, можно сказать: «Совершиш[ася] небо и земля» 78. И когда уже вся тварь приспЂла к намЂренной своей точкЂ и покою, достойно сказать: «Совершишася».

Как ищезает стебло́ при зрЂлости пшеничнаго зерна, а правдивЂе сказать — сокрывается в зернЂ, так вся фигуралная мертвенность, доплыв к своему пристанищу, пожертая животом истребляется. Сего просит возлюбленный, находясь фигурою его. «Ослаби ми, да почію...» «Ищезоша очи мои...» «Кто даст мнЂ кр[ила]?» 79

Отсюду рЂчи пророков: «звЂзды спадут»; «солнце померкнет»; «свіется небо, аки свиток» и протчая 80, — / 21/411 / дали повод думать, будьто мір обительный когда-то погибнет.

Во умирающей на крестЂ Христовой плоти умирает весь вздор исторіалный, и достойно испущен глас сей: «Совершишася» 81. \22\

Тогда померкает солнце, раздырается вся фигуралная завЂса, а свЂтает утро всемирнаго и премірнаго воскресенія.

«Зима прейде, дождь отъиде...82 цвЂты явишася на землЂ 83. Время обрЂзанія (гроздей) приспЂ». «Совершишася».

ПримЂр второй 84.





ПредЂл 9-й

ИСПЫТЫВАЕТСЯ СИЛА СЛЂДУЮЩАГО СЛОВА 85: «ПОЧИ В ДЕНЬ СЕДМЫЙ ОТ ВСЂХ ДЂЛ СВОИХ»


Вот встрЂчает смЂшным лицом историчный вздор! Глупость сим довольна, а самые премудрые, не раскусив, соблазняются. КромЂ наличности, нЂт ничего тут нелЂпаго, все простое для разумЂвающих. / 21/412 / Просто сказать: бог, всю тварь здЂлав славы своея фигурами, здЂлал особенным портретом день субботный.

Как лев в ложЂ своем, так образуемая сила его во фигурЂ почивает 86. Сіе-то значит ’έμβλημα, emblema А. И не о тлЂни 88 написано 89: «Возлег, почи, яко лев». «Возложив Іяков нозЂ свои на одр, умре». «Погребоша его в пещерЂ сугубЂй, юже стяжа Авраам».

Вспомни 90 село крове, сіесть 91 всю фигуралную тлЂнь. Но не забывай: «В коей землЂ 92 вселяется свЂт? ТмЂ же кое есть мЂсто?» А суббота есть всЂх чистых 93 фигур изряднЂйшая и пресвЂтлЂйшій упокоенія чертог. «Благослови бог день 7-й».

И не дивно: от всЂх дЂл своих избрал сію обитель. Сутки состоят из тмы и свЂта. ОбЂ части, а чаще свЂт называется 94 днем. Но источник и центр свЂта есть солнце. / 22/421 /

Сія благороднЂйшая и прекраснЂйшая тварь в мирЂ есть то, что в тЂлЂ око. «В солнцЂ положи селеніе свое». День есть малое коло, обращаемое в 24 часа. Оно составляет круги вЂков и тысячи лЂт, как одна форма — милліоны монет. Равный и примЂрный теченія бЂг обрашает всЂ дни. И время, и мЂра, и движеніе — сходное.

Как седмый день, так и пятдесятая суббота, седмиц седмицу заключающая, есть покой, свят господеви и пятдесятый год есть его ж радостное лЂто (jubilaeus). Итак, суббота есть праздников праздник, сирЂчь покой покоев, и обитель обителей божіих, так как пЂснь пЂсней — главнейшая и символов символ, сличающій тлЂнь с вЂчностью, да памятуем нетлЂніе ея. «Да будет свЂт, и бысть свЂт».



А Емвлима, то есть вкидка, вметка, вправка. Injectio, insertio, tanquam. Praetiosi lapilli in loculum sive oculum annuli 87. [Коштовні камінці в гніздечко чи очко персня]. Прим. автора. \23\



Тма ея и вечер приводит в разум, плач всея тлЂни, а утро и свЂтолучное солнце громко проповЂдует радость сіяющія вЂчнаго славы. «Небеса повЂдают славу божію...» 95

«День дню отрыгает глагол, / 22/422 / а нощь нощи возвЂщ[ает] разум». «И бысть вечер и бысть утро день...» 96

Каждый же день фигурныя сея седмицы, имЂя солнце, есть суббота и покой божій. «ЗЂло заутра, во едину от суббот, прійдоша на гроб, возсіявшу солнцу». ЗЂло рано возсіявшу солнцу... По наружности есть вздор, но в богЂ есть возможное и тоже. «Положи мя утро утро». «Правда твоя, яко полудне». «ГдЂ почиваеши? В полудне».

Если кто из одной сих свЂтлых суббот субботы увидит востающаго жениха, сей может и из протчих 97 фигуралных сосцей высосать сладчайшую сота и муста вЂчность. «Испустил еси узники твоя от рова...» «Гробы отверзошася».






ПредЂл 10-й

О ЗАХАРІЕВСКОМ СВЂЩНИКЂ 98


Сей седмочисленный вЂчности вЂнец, сквозь завЂсу прозрЂв Захаріа, слышит от бога: «Седмь сія очеса господня суть». Седмь в седми́цЂ солнцев и одно солнце. Седмь очей вЂчности 99 и одно недремлющее око. Сія ж седмица у Захаріи уподобляется седмилампадному свЂщнику: «ВидЂх и се свЂщник злат весь» / 23/431 /

Искал он, но у бога что сіе значит? И сыскал, что всЂх сих мыслей стрЂла напряженна в один точію центр вЂчности, презрЂв всю стихійную грязь. «Сіе слово господне — не в силЂ велицЂй, ни в крЂпости, но в дусЂ», — глаголет господь.

Сей свЂтосолнечный свЂщник просвЂщает исходы и входы в сію запечатлЂнную книгу, а сіе седмивзорное око весь дом сей свой в цЂлости доселЂ сохраняет. «Господня земля...» Сіе око открывается по всей его землЂ 100 сей с нагрузом ея. «Седмь сія очеса господня суть, призирающая на всю землю».

И не дивно, что Іезекіиль видит вкруг крылатым своим животинам 101 и колесам их насаженныя очи. Сказано уже, что библіа есть мір симболичный и звЂринец божій, а люде, ско́ты, звьри и птицы суть фигуры и херувимы, сирЂчь возики 102, везущіе вЂчности сокровище.

Просит Іезекіа, сидящаго на херувимЂх, дабы избавил от поруганія нетлЂнную свою дЂву — библію, и сих-то очей его 103 в ней откровенія / 23/432 / просит: «Отверзи, господи, очи твои и виждь». О сем же просит и Соломон: «Да будут очи твои отверсты на храм сей день и нощь». Тогда они не днем, \24\ а только ночью открываются, когда стЂнь точію и фигура болванЂет. Открываются они Веніамину и братіи его.

«ВоззрЂв очима своима, Иосиф видЂ Веніамина». Но Веніамин, сверх вечера, и рано еще кушает 104.

«Взалчут на вечер...» «Отвращу очи мои от вас». «Испо́лнихося заутра...»

Открываются Закхею: «ВоззрЂв Іисус...» Открываются Давиду: «Во свЂтЂ том узрим свЂт». Но и сей в седмичных днях узрЂл бога. «Седмерицею днем хвалих тя». Открываются Соломону: «Очи твои голубины...» Но и сей кричит, что под солнцем скудость и труд, и нЂт забавных новостей, кромЂ почивающаго на солнцЂ 105. «Дондеже дхнет день...» «ГдЂ почиваеши? — В полудне». «Яви ми зрак твой...» / 24/441 /

Во всЂх таких как содержатся внутрь их, так и открываются вЂчнаго очи. А без сего они и недужные, и хромые, и слЂпые. «Тогда скочит хромый, яко елень...» «Очи господни высоцы, чоловЂк же смирен».

Они называются затЂм народ божій, и Мойсей сыны 106 Іякова так благословит: «Вси освященныи под руками твоими и сіи под тобою суть». Они и люди, и быки, и львы, и орлы 107, заняв мЂста египетских фигур, названных hieroglyphica.

«Ски́мен львов Іуда, радостотворны очи его...» 108

«Первородный юнца́ — доброта его». «Твоим ли повелЂніем возно́сится орел?» 109 «Подъях вас, яко на крилЂх орлих, и приведох вас к себЂ». «Очи твои на мнЂ...» (Іов) 110.

Вот зачем херувимскія сія животины представляет Іезекіиль крилатыми, четвероногими, многоочитыми, везущими колеса многоочитыя. «На неже мЂсто, аще зряше начало едино, идяху вслЂд его!» Будьто бы в очах их высокое оное око, зЂница вЂчности и во свЂтЂ свЂт истинный, / 24/442 / а в солнцЂ новое заключалося солнце. «Аки бы было коло в колеси́». Он же видит средЂ сих животных, горящія захаріевскія свЂчи. ИзвЂстно, что древніе свЂчою, лампадою и оком міра называли солнце, а человЂк есть маленькій мірик 111. «Почи в день седмый».






ПредЂл 11-й

О СНАХ ФАРАОНОВЫХ 112


Сія радостотворных суббот седмица, являясь в различной одеждЂ, является и под видом седми колосов, видЂнных во снЂ фараону, и седми коров.

Толкует сіе сам Іосиф: «Седмь лЂт суть». Как суббота, так и 50-тый год есть чертог вышняго. А можно догадаться и из сего, что всЂ колосы, как и захаріевскія 7 лампады, из одного стебла происходят, чего в нашем мірв не видно. \25\

Но сходно ли солнце и колос?.. Что ж нужды в кошельках, если в них золото то же? «Всяка плоть — сЂно и все как риза обветшает, а мысли в них божія и тЂ же». Когда солнце просвЂщает, вино веселит, а хлЂб укрЂпляет, тогда не велика разнь. Давидова рЂчь о свЂтЂ / 25/451 / мЂшает пшеницу, вино и елей. «Знаменася на нас...» и протчая 113.

МнЂ кажется, сон фараонов значит нощь и стЂнь, взятых от египетских священников и пусто у них почитаемых сих фигур, внутрь коих прозрЂло израильское око ввчныя мысли и похитило в свою пользу. «Сон фараонов един есть». Тма только одна египетская в сих словах, а сила в них божія. «Яко истинно будет слово, еже от бога». ЗатЂм и сон повторен. Один его, другій колос божій. «И бысть вечер и бысть утро...» Сіи-то колосы рвали и терли апостолы в субботу. Помогла им суббота, а без нея встрЂтило бы их то, чем принял еврейскій сфинкс — сильный князь Іефай 114 всЂх ефремитов. Он всЂх их переколол, не рЂшивших задачу сію 115: «Рцыте: клас (шиболет — еврейски) А. И не управиша, рещи тако: «И имаху их и закалаху». Смерть, глад, яд и урод есть библіа, от начала своего заблудившая.

Видно, что ефремиты о днях первых и / 25/452 / лЂтах вЂчных с Давидом не помышляли, а с апостолами не думали о субботЂ. Не взойшло им на ум догадаться, что всяка трава в третій день, а день вначалЂ сотворен. Тут всему гавань... Суббота день ея и солнце силу, рЂшеніе и шабаш всему прилагает. А правдивЂе сказать: зЂница солнца маленькое находящеесь в солнцЂ солнушко 117.

В сей свЂтлЂйшей всЂх своих чертогов палатЂ, почивая, прекрасный наш Иосиф (прилагатель) фигурной своей системЂ восходящим и заходящим солнцем очам міра, растущей и увядающей тра†всякія плоти свЂт, толк и вкус прилагает, обновляя лицо фигур и сам на всяку свою похвалу прилагая. Дольжно только из сей твердости вызвать его, обрЂзать ему волосожарные лучи, снять одЂвающий его свЂт и всю ветошь отослать на запад. Тогда останет и вознесется господь един. «Возлег, почи...» «Почи в день седмый»



А Не выгласили ши-, но сиболет, сего ради погибли (Книга Судей) 116. Прим. автора.







ПредЂл 12-й

О ЖЕРТВЂ АВРААМСКОЙ 118


Богатая сія и великолЂпная фигура солнце есть тучная жертва богу. 7 суббот, 7 / 26/461 / коров, худость наша, а тук божій. Наш голодный вечер, а его утро сытостное. Тук есть то же, что в захаріевских 119 лампадах елей: и просвЂщающий и на-\26\ сыщающій. Сію-то «возми мнЂ юницу трилЂтну!» — велит бог Аврааму. Подняв он жертву в разум начала и раздЂлив фигуру на тЂнь и истину, видит, что солнце не иное что есть, как пещь, благовонным нетлЂнія дымом дымящаясь А. Тогда солнце, показав собою образуемаго, пало, как шелуха, в запад свой Б; а Авраам задивился, видя, что на мЂсто отдЂленной тлЂни присовокупились новыя мысли, мысли вЂчныя. «Птицы да умножатся на землЂ». Тут он услышал горлицу тую 122. «Глас горлицы слышан в землЂ нашей».

УвидЂл из ковчега голубицу, взирающую вышше потопных вод, и сказано ему, что сіе зачатое в сердцЂ его вЂчности зéрно превратится в тлЂнь языческих фигур, пожертое ими и всяк потопчет как подлое, но / 26/462 / что сему подавляющему языку сам он даст суд и рЂшеніе и что сіе сЂмя наслЂдит всю землю их, взяв от невкуснаго египетскаго Нила все к Ефратову плодоносію 123. От сих коров предлагает дражайшим своим гостям масло и молоко и телца одного. Один только и есть у всЂх сих чистых божіих юниц сын, но всегда молод и прекрасный. «Почи в день седмый».






ПредЂл 13-й

О СЕДМИ ХЛЂБАХ 124


Сюда смотрят и 7 хлЂбы 125. Из сих хлЂбов един вкушают 126 два путники: Лука и славный взором Клеопа, но на пути субботном; суббота есть и путь, и вкус и путникам, и хлЂбам. Кто ж им переломил сей твердЂе всякаго камня хлЂб?.. Вот кто! 127

ЗдЂлавшій пир седми дней, открывшій гаданіе в день седмый, попалившій гумна и колосы филистимскія, вознесшій на гору ворота городскія, растерзавшій льва, спавшій и воставшій от сна своего...128 / 27/471 / Уже солнце садилось, нечево было желЂзом стричь и обрЂзывать. «ЖелЂзо не взойдет...» 129 Осталась одна зЂница солнца. Солнушко... Тут рЂшеніе гаданію 130. Сампсон — значит солнушко. «ОнЂма же отверзо́стЂся очи...» Преблаженное солнушко почивает в день седмый, востает 131 в третій, палит всю тлЂнь, разоряет иноплемéнничія стЂны, отверзает гробы, открывает очи, ламлет хлЂбы, насыщает весь свой почотный народ вкусом вЂчности. «Очи всЂх на тя уповают, и ты д[аеши] 132 им пищу во благовремя».



А Воззри! Что значит истый Содом и Іеріхон. По пустозвону, Іеріхон значит благоуханіе 120. Прим. автора.

Б Зри: Солнце пало. Жена Лотова обратися назад — то же 121. Прим. автора.



Все сіе родство, богообразныя очи носящее, взяв от по-\27\слЂдняго апостола до Адама, говорит с Іовом: «Очи твои на мнЂ и к тому нЂсмь» А.

Число ядущих сія хлЂбы как 4000 или 5000. ЗатЂм, что вся сила господня исходит из Египта в 430 лЂт и в сей суммЂ заключается 7, а седмиц седмица составляет 40, 400 или 4000 с лишком. ЗатЂм написано: «Яко 4000»; «Яко 5000 134...» И часто поминается четвертый и седмый род. / 27/472 / «В четвертом родЂ возвратятся». А как они находятся вице-фигурою Б седмицы, так ко всЂм и к каждому их касается сіе: «Шестижды от бЂд измет тя, в седмЂм же не коснет ти ся зло». СирЂчь: Насытит заутра, умножит и приложит пшеницу, вино и елей. И прилагает Іову седмь сынов и три дочери: Касію, Рог изобилія и День. «Почи в день седмый».






ПредЂл 14-й

О ПЛАЩЕНИЦЂ 136, ПЕТРУ НИЗПУЩЕННОЙ 137


СвЂтлая сія седмица есть пространный ковер, вмЂщающій всЂ четвероногія и птицы, и рыбы, и гады, и плоды древ, и трав. Все в ней, а сама она вначалЂ сотворена. Сей небесный ковер низпустил: «Простираяй небо, яко кожу». А когда ковер, то и стол, и дом седмистолпный, и предложеніе хлЂбов. И чуть ли не над сею скатертью в «ДЂяніях» пирует в полдень Петр на горницЂ, подняв все по Авраамску вверх начала. «Заколи и яждь» 138. Там, похваляясь, кушает и Павел: «Имамы же олтарь...» 139 / 28/481 / Там причащаются и всЂ ему освященные. «Упіются от тука дому твоего...» «Пиша же и упишася с ним».

И нам можно сказать. «Имамы олтарь» 140. Но никто не скверни, яже бог для себе освятил. Да мольчит 141 здЂсь всяка плоть. Да заколется! 142 Божіе сіе тЂло есть, а сія тлЂнная кожа и вид есть фигурная завЂса храма, гдЂ вЂчный почивает. «Сія есть кровь моя...» Моя... (над сим словцом emphasis — удареніе) моя, божія, не человЂча 143.

Сим холстом повивает Марія младенца, а Иосиф — мертвеца. «И се 144 вам знаменіе...», сирЂчь фигура 145.

Щаслива земля: когда сей мертвец востал, когда сей Иосиф изведен из твердыни, когда сей Сампсон проснулся, разорвал ужи, свернул небо, как сукно, потряс землею и разогнал всю языческих фигур стражу 146. «Тамо его узрите». «Почи в день седмый».



А Amplius и к тому нЂсмь. Id est umbra sum et figura: amplius nihilum. Sol est pascha; at ergo sum — solis sol: umbra, umbrae, seu antipascha, id est viceumbra, vicefigura, antitypus 133 [тобто: я тінь і фігура, більш нічого. Сонце є пасха, але я — сонце сонця, тінь тіні, або антипасха, тобто заміна тіні, заміна фігури, заміна образу]. Прим. автора.

Б Вицефигура — graece: ’αντίτυπος 135. Прим. автора. \28\






ПредЂл 15-й

О ЛЂСТВИЦЂ ІЯКОВЛЂЙ. О СЕДМИ ГРАДЂХ, ЖЕНАХ, ТРУБАХ И ГОРАХ... 147


Касающаясь до небес Іяковская лЂствица, сію ж показует седмицу. От нея и чрез / 28/482 / нея истекают и. востекают к точкЂ своей всЂ фигуры, часто называясь свидЂтельми, стражами и ангелами, сирЂчь служками, мир благовЂствующими. «Слава во вышних богу...» 148

Іяков, так как и дЂд его, прозрЂл, что сія шутка не человЂча, но дом божій, и что сія седмица есть дверь, на высокий 149 возводящая край 150, а увидЂл также по заходЂ солнца. Сюда взирают и отцовскіе его клятвенные источники 151. «Очи твои — яко озера во Есевонв (градЂ152.

Клятва, смерть 153 и фигура есть то же.

Сіи ж дни суть и седмь грады божіи 154, и седмь Исаіевскія жены, как одна одного придержащіяся мужа, и седмь разорившія Іерихон трубы. И, конечно, небо 155, когда повЂдает 156 славу божію, есть труба 157.

Сіи суть горы божія, горы тучныя. Там растет рог Давиду, туда восходят все колЂна Израилева. Туда ж идет в горняя и Маріам. Там еленей и раждающих елениц стадам мЂсто. «Прейдем до Вифлеема...» «Тамо роди тя мати твоя» 158. / 29/491 /

Сюда взирает и Даніил Meingard 159 c крючками своих седмин 160. И идущіе в Галилею и Павел и Стефан 161. «ВЂм человЂка». «ТЂло его аки фарсис» (камень) 162. «Яко взятся великолЂпіе его» «Се вижу небеса отвер[ста]» 163. «Прійдите, взыдем 164 на гору господню...» 165 Там мир Израилю и гавань всЂм фигурам! «Почи в день седмый».






ПредЂл 16-й

О БЕЗКОНЕЧНОЙ ПРОСТРАННОСТИ И НЕПРОХОДИМОСТИ ДОМУ БОЖІЯ 166


Узнав день 167, узнаеш седмицу, а сію познав, познаеш «Бытія книгу» и протчія 168 как отрасли ея. А хотя в сем не всяку дверь оттворить можно непроходимом лабиринтЂ, но уже знаеш, что под тою печатью не иное что, как только божіе таится сокровище. ДовлЂет тебЂ, что получил исход и что дарена тебЂ шелковаго клуба нить от царевны Аріадны, путеведущая тебЂ из сего лавира 169 на пространство.

Іерусалимская Аріадна есть Раав, свободившая из Іерихона шпіонов Іисусовых, обязанною у окна червленною веревкою. Сія веревочка вождь нам есть во многосвязанных чертогах дому божія, раздЂляющая Фарéса от Зáри, свЂт \29\ от тмы. / 29/492 / [РаздЂляющая море. Что бо есть солнце, аше не огнеиное море?] 170

Сею веревкою межует Навин землю, а по сей мЂрв кушает Іезекіиль священныя хлЂбы и воду. «Вервь червленна — устнЂ твои». «ВидЂх и се муж и в руцЂ его у́же землемЂрно» 171. «Ею же мЂр...» 172 «ВозмЂрится вам» 173.

К чему желать все перезнать? Ненасытная есть забава гулять по соломоновских садах и домах, а не все высмотрЂть. Искать и удивляться — значит то же. Сіе движеніе веселит и оживляет душу, как стремленіе текущую по камнях воду. Но при полном открытіи всего-на-всего ищезает удивленіе. Тогда слабЂет аппетит и приходит насыщеніе, потом скука и уныніе. 1000 лЂт и един день — одна фигура и 1000000 их есть то же. Если что непонятно, закричи с Варухом: «О Израилю! Коль велик дом божій! Велик 174 и не имать конца». «Сіе море великое...» 175






Предел 17-й

О ЗМІЂ 176


Мойсей между протчіими фигурами занял у египетских священников и ікону змія, образующаго божію премудрость. «Змій же бЂ мудрЂйшій...» А когда одна фигура, то и вся библіа есть змій. Возносит его Мойсей в гору, чтоб не умер Израиль. То же и евангелскій змій сказует: / 30/501 / «Аще аз вознесен буду от земли, тогда вся привлеку к себЂ». Змій сей, ползая по землЂ 177, всю сію Мойсеева міра си́стему и Адама со всЂм здЂсь населенным родством портит. Они всЂ остаются дурными и невкусными болванами потоль, поколь не раскусить ему голову. Голова его есть седмица. Итак, библіа есть змій, хоть одноглавный, хоть седмиглавный, а растопчет ему голову, почивающій в солнцЂ. ИзбраннЂйшая фигур фигура — солнце, есть 178 и матерь, и дЂва, испущающая 179 из ложесн пріятое от бога вЂчности зерно. «Той твою сотрет главу». Итак, змій останется одним только подножіем сидящаго в солнцЂ. Тогда все оживляется, а мертвецы востают к точкЂ своей. В другом случаЂ 180 черный сей дракон, вод горких бездну изблевая, апокалиптическія облеченныя в солнце сына жены, потом всю обЂтованную землю потопляет, но женЂ даются орлиныя крила, дабы родила не в подлом мЂстЂ и не смертное. «Восхищенно бысть чадо ея к богу».

Сей есть гордая денница, сатана и враг ангелам, / 30/502 / херувимам и всЂм носящим господа фигурам. Не терпит смотрЂть Соломон как на орла, парящаго к солнцу, не к солнушку, \30\ так и на гнусное сего змія ползанье. И чуть ли не сей поминается в притчах раб воцарившійся; а дабы сіе не послЂдовало, почившій во львином 181 р†Даніил вкидает сему аспиду во 182 адскую челюсть хлЂбец, спеченный из смолы благовонных древ и тука и клопчатой бумаги. Все сіе есть вЂчности фигуры. «Смирна и стакти и касіа» 183. «Дающаго снЂг свой, яко волну (ба́волну)». «И тука пшен[ична], насыщаяй тя».

От сей нашего Даніила чудной пилулы змій лопнул.

«Той твою сотрет главу». Востает и Іона от лица господня. Се муж чудовищу в брюхо ввергает его бог. Тогда спасается все священнаго сего міра селеніе с людьми его. Ниневіа значит жилище, а Іона есть голуб 184.

«Дерзай, земле... дерзайте, скоты полстыи» 185. «Чада Сіоня, радуйтеся, яко даде вам пищу в правдЂ!» Лицо, от котораго востает Іона, львиной ров, пещь, смирною дымящаясь, ковчег и кіот, Сампсонова и Адамова жена, ризы Иосифовы, чертог солнечный вечнаго есть то же. «ОдЂяйся свЂтом, яко ризою». «Той твою сотрет главу». / 31/511 / Сего рыкающего діявола растерзав Сампсон, находит в трупЂ его сладость вЂчности 186.

Сіе дЂлается при городЂ ФамнафЂ. Фамна значит образ. «Той твою сотрет главу». Мойсею подражает наперсник, называя истину 187 свЂтом, просвЂщающим всякаго человЂка, пришельца в сей симболичный мір. Он поставляет Предитечу на мЂстЂ главныя фигуры солнечныя.

«Да свидЂтельствует о свЂтЂ...» «БЂ свЂтилник...» Но меньшее солнушко есть болЂе великаго. «Оному подобает расти, мнЂ же малитися».

Сей судія израилскій разоряет все ветхое фигур ползанье, обновляет естество наше, претворяя невкусную воду в куражное вино и придая всей библіи сот вЂчности. «Дадеся ми всяка власть...» «Той твою сотрет главу».

Сего просят Давид с Мойсеем, воплем возбуждающіе уснувшаго на колЂнах своея Далиды. «До воскреснет бог...»

«Востани, господи, и да разсыплются врази твои!» «Почи в день седмый...» 188






КАТАВАСІА, ИЛИ СНИСХОЖДЕНІЕ / 31/512 /


Окончив другій примЂр, паки сказую, что в библіи иное на лицЂ, а иное в сердцЂ 189. Так как Алкивіадская икона, называемая еллински 190 σηληνός, c лица была шуточная, а внутрь сокрывала великолЂпіе божіе. Благородный и забавный есть обман и подлог, гдЂ находим под лжею истину, мудрость под буйством, а во плоти бога. Вот прямое, имену- \31\емое у древних еллин ποίημα 191, сіесть твореніе! А такіе писатели суть точные піиты, и нимало не дивно, что Мойсея зовут обманщиком.

Сей змій нарочно создан; да поругаются ему соборища нагло судящих. И не дивно, что для сих лисов 192 из высоких божіих гор раждается не лев или орел, но мыши, ежи, совы, вдоды, нетопыри, шершни, жабы, песія мухи, ехидны, василиски, обезъяны и вредящія соломоновским виноградам лисицы. «Испытайте писаній!»


Конец! И святому богу слава! 193 \32\











Попередня     Головна     Наступна         Примітки


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.