[Г. Конискій. Исторія Русовъ, или Малой Россіи. — М., 1846. — С. 93-103.]

Предыдущая     Главная     СлЂдующая






Между тЂмъ воротились въ городъ Збаражъ посланные къ Королю чиновники Князя Вишневецкаго и привезли рескриптъ Королевскій, повелЂвающій Князю просить Хмельницкаго о заключеніи мирнаго трактата и присылки для того своихъ полномочныхъ комиссаровъ въ мЂстечко Зборовъ, куда высланы отъ Короля его полномочные: Воевода Кіевскій, Кисиль, и, Воевода Смоленскій, Грабовскій. Потому отъ стороны Малоросійской высланы Хмельницкимъ /94/ на конгресъ Зборовскій писарь Генеральный, Кривоносъ, Есаулъ Генеральный, Демьянъ МногогрЂшный, и Секретарь Гетманскій, Иванъ Виговскій. Трактатъ Зборовскій былъ заключенъ по наставленію и наказу Хмельницкаго и полномочными съ обЂихъ сторонъ подписанъ, Сентября 7-го дня, 1649 года; онъ состоялъ въ слЂдующихъ статьяхъ:


1. Народъ Рускій, со всЂми его областями, городами, селеніями и всякою къ нимъ народною и національною принадлежностью, увольняется, освобождается и изъемлется отъ всЂхъ притязаній, и долегливостей Польскихъ и Литовскихъ на вЂчныя времена, яко изъ вЂковъ вольный, самобытный и незавоеванный, а по однимъ добровольнымъ договорамъ и пактамъ въ едность Польскую и Литовкую принадлежавшій.


2. Обоюдная вражда, помста и все непріятельское, между сими народами бывшее, прекращается, уничтожается и предается вЂчному забвенію, и амнистія всему тому дается и утверждается полная и совершенная, служащая взаимно всЂмъ тремъ народамъ; тежъ и убытки альбо потери, войною и незлагодствомъ починенные и понесенные каждою націею и каждою особою, да зостаютъ безъ повраченья, поиску и упоминку на вЂчные часы.


3. Народъ Рускій отъ сего часу есть и ма буть ни оть кого, кромЂ самаго себе и правительства своего, независимымъ; а правительство тое избирается и установляется общею порадою, добровольно отъ всЂхъ становъ, и приговоромъ чиновъ и товариства, по стародавнимъ правамъ и обычаямъ Рускимъ, и никто имъ въ томъ да не мЂшаетъ, ни посредствуетъ ни якимъ колвекъ способомъ, ни тайнымъ, ни явнымъ, а найбарзЂй усильствомъ.


4. Религія Каθолическая Руская альбо Греческая, маеть зупельное равенство съ религіею Католическою Польскою альбо Римскою, и въ справахъ церковныхъ и засЂданіяхъ гдЂ колвекъ, Митрополита Рускій Кіевскій мае первое мЂсто по Примасу Польскомъ, а Епископы Рускіе съ Епископами Польскими заровно засЂдаютъ и такъ ся лагодять, якъ издавна бувало за Круля Баторія и иншихъ до начатку въ земли Руской Уніи, которую до хундаменту касуемъ и нивычимъ, яко смутившую народы, породившую въ нихъ вражду, и окипЂлую безмЂрною кровію Христіанскою; а въ иншихъ народахъ альбо земляхъ Польскихъ и Литовскихъ мае вона подлеглость доброй воли мирянъ и ихъ шацунку; а безъ того нихто ее да не приметь и держати не мусить.


5. Границы Рускія земли установляются и утверждаются отъ Чернаго моря и лиману ДнЂпровскаго вгору на полдень по рЂкЂ ДнЂстру, а оть вершины его до рЂки Горыни, а отъ Горыни до рЂки Припети, и оттуду рЂкою ДнЂпромъ до города Быхова, а оттуда къ рЂкЂ Сожъ и Сожемъ до уЂзду Смоленскаго; а граница промежду рЂчекъ по твердой землЂ указуется по гранямъ сельскимъ альбо вясковымъ, и яке селеніе куды сходить, туды и грань принадлежить; /95/ и тЂ грани разберутся и поновятся звыклыми судами Подкоморскими и Комисарскими.


6. Верховный начальникъ и Господарь земли Руской и народа того ма бути Гетманъ, избираемый чинамн и войскомъ измежду себя вольными голосами, а постороннему альбо инако повставшему, не бути ни кому ни въ яку пору. Достоинство Гетмана Рускаго ма равенство зупельне съ Гетманами Коронными и Литовскими, а войска повольно имЂти ему реестроваго вь полкахъ, наполняемыхъ отъ товариства, 40 т., а охочекомоннаго и Запорожскаго килько наберется; и Козаки реестровые судомъ и послушенствомъ повинны полкамъ и командамъ ихъ, донелЂ же козакують и стоять въ реестрахъ войсковыхъ; а по выслугЂ ворочаются подъ право свое Шляхетское и тому повиноватиса учнуть, якъ и все посполитство мае судитись и разбиратись каждый станъ по своимъ стародавнимъ правамъ и артикуламъ, и нихто ихъ ни въ чемъ да не неволить, ни привлащаеть, опричь долегливостей, правами установленныхъ.


7. Миръ и тишину въ народЂ Польскомъ съ народомъ Рускимъ уставуемъ вЂчные и незрадливые, подъ клятвою анафемы и арафемы, нарушителя и зрадцы людскаго. А оборона отчизны каждому народу есть повольна, и заводца изъ нихъ самъ за себе ратуеть, а другаго не приневолюеть, и помочь между державами належить до злагоды правленія народнаго и общей порады. А инаково повольно будеть каждому воевать альбо неутралъ держать, и нихто за те ни пеняеть, ни помстить подъ клятвами вышереченными, тежъ и союзъ, альбо протекція народа Рускаго съ народомъ Польскммъ и иншимъ, подлежить до порады и приговору зупельнаго отъ народа, якому въ РЂчи посполитой щитатись третею республикою.


Получа Гетманъ Хмельницкій мирныя статьи чрезъ своихъ комиссаровъ, очистилъ заразъ всЂ города и селенія Польскія, занимаемыя войсками его внЂ назначенныхъ по трактату границъ, и войска всЂ распустилъ по ихъ квартирамъ и жилищамъ, а самъ отправился, со штатомъ своимъ и гвардіею, въ городъ Кіевъ для принесенія Богу благодарственныхъ моленій за дарованныя имъ побЂды и возстановленіе мира и спокойствія народнаго. Въ городъ вступилъ Гетманъ 1-го Октября, съ тріумфомъ, при пушечной пальбЂ съ валовъ и колокольномъ звонЂ, а народъ и чины его, Гетмана, встрЂтили съ изъявленіемъ живЂйшей къ нему благодарности и своего полнаго удовольствія. По отпра†молебствій во всЂхъ церквахъ и монастыряхъ Кіевскихъ, повелЂлъ Гетманъ учинить тоже и во всей Малой Россіи, и поживши въ Кіе†д†недЂли, переселился на житье въ городъ Чигиринъ. Трактатъ Зборовскій, по ратификаціи его Королемъ, Яномъ Казиміромъ, опубликованъ по всей Малороссіи и записанъ вездЂ въ книги судовыя и правительственныя, Марта 8-го дня, 1650 года, чрезъ Есаула Генеральнаго, МногогрЂшнаго, Полковника Бряцлавскаго, Нечая, и Секретаря Виговскаго. /96/


Въ МаЂ мЂсяцЂ, 1650 года, прибыли къ Гетману Хмельницкому въ Чигиринъ иностранные посланники съ поздравленіемъ отъ своихъ государей его въ Гетманскомъ достоинствЂ, увеличенномъ знатными воинскими пріобрЂтеніями и Зборовскимъ трактатомъ, признавшимъ его и народъ Рускій вольнымъ и ни отъ кого, кромЂ самихъ себя, независимымъ. Посланники сіи были : отъ Султана Турецкаго, Османъ Ага, съ Пашею Силистрійскимъ, Узукъ Аліемъ, и многими знатными Туркамм; оть Царя Московскаго: СовЂтникъ его, Князь Василій Бутурлинъ, со многими Боярами, и, наконецъ отъ Короля Польскаго и РЂчи посполитой, Канцлеръ, Князь, Любомирскій, съ воеводою Кисилемъ и многими другими. Послы Турецкіе поднесли Гетману отъ имеши ихъ Императора булаву, осыпанную каменьями и жемчугами, саблю булатную дорогой цЂны и дулейманъ, похожій на мантію съ горностайными опушками, да сорокъ мЂшковъ серебряныхъ Турецкихъ левовъ въ даръ войску: и всЂ тЂ подарки были въ бумажныхъ мЂшкахъ и чехлахъ, покрытыхъ шелковою матеріею съ золотыми и серебряными цвЂтами. Послами Московскими представлены подарки, состоящіе въ дорогихъ мЂхахъ соболъихъ и другихъ и въ косякахъ разныхъ парчей и матерій, сложенные въ кули рогожаные, а казна, присланная для войска, въ боченкахъ, обвернутыхъ рогожами. Отъ стороны Польской выставлено въ подарки нЂсколько поставокъ тонкихъ суконъ и нЂсколько десятковъ дорогихъ поясовъ и ковровъ, а казна для войска покрыта дорогими коврами.

Послы оные были на аудіенціи у Гетмана. ПослЂ обыкновенныхъ поздравленій и привЂтствій, предлагали каждый отъ своихъ государей и народовъ дружбу свою и союзъ къ нему, Гетману, и народу Рускому, а для вЂчнаго ихъ удержанія, соглашали Гетмана съ народомъ къ себЂ въ протекцію на такихъ положеніяхъ, каковы общими договорами установлены будутъ, при чемъ первымъ пунктомъ положится утвержденіе Гетманства наслЂдственнаго въ потомст†и фамиліи его, Хмельницкаго. На сіе Гетманъ сказаль посламъ рЂшительно: „Союзъ и дружбу я готовъ держать со всЂми народами, и никогда ихъ не презрю, яко дара Божественнаго и всему человЂчеству приличнаго; избраніе жъ народу протекція, когда она ему надобна будетъ, зависитъ оть его доброй воли и общаго совЂщанія и приговора; а отъ потомственнаго обладанія народомъ симъ моею фамиліею въ качест†Гетмановъ я весьма отказываюсь и оть того вЂчно убЂгать буду, яко противнаго правамъ  154 и обычаямъ народнымъ, по которымъ они управляемы быть должны выбранными изъ себя всЂми урядниками и самимъ Гетманомъ. И я, возстановивши въ нихъ права сіи съ пожертвованіемъ великаго числа воиновъ, отъ нихъ же избранныхъ и кровію своею права оныя запечатлЂвшихъ, весьма совЂщусь и стыжусь помыслить даже о ихъ нарушеніи.“ Гетманъ, скоро по прибытіи въ Чигиринъ посланниковъ иностранныхъ, предписалъ во всЂ правительства и города Малоросійскія, чтобы отъ чиновъ и народа прибыли къ нему въ Чигиринъ на сеймъ /97/ Генеральный всЂ депутаты, выбранные, по примЂру прежде посыланныхъ въ Варшаву на сеймъ вольный, а особо повелЂлъ отъ полка прислать по три депутата чиновныхъ и по четыре изъ Козаковъ. Симъ собравшимся депутатамъ и всЂмъ чинамъ Малоросійскимъ объявилъ Гетманъ грамоты иностранныхъ Дворовъ, ихъ подарки и казну и, напослЂдокъ, соглашенія или зазывъ въ протекцію. Чины и народъ Малоросійскій, побывши 268 лЂть въ соединеніи съ Польшею и 66 лЂть заодно съ Литвою, вкусили и напитались слишкомъ вольностей и своевольствъ тамошнихъ, то есть, добраго и хулаго навыку, а урядники и чиновники здЂшніе и того болЂе заразились властолюбіемъ и присвоеніемъ себЂ начальства и неподчиненности. Посему первымъ было несогласіе ихъ на всякую протекцію и подчиненность иностранную, а и того больше видЂть у себя наслЂднее Гетманство, посуленное Хмельницкому посланниками иностранными отъ ихъ государей. Гетманъ съ клятвою принужденъ увЂрять ихъ, что „предложенное ему наслЂдственное правленіе тогдаже имъ отвергнуто и онъ на него никогда не согласится, яко на самый опасный камень преткновенія, на который всЂ падшіе сокрушатся и возстать не могутъ, и что онъ больше ихъ знаетъ, яко состарЂвшійся въ дЂлахъ политическихъ, каковому правительству въ народЂ Малоросійскомъ быть надлежитъ. А что принадлежитъ до протекціи, то она не токмо намъ полезна, но почти неизбЂжна, и здравомыслящій человЂкъ, или совершенный политикъ, съ перваго взгляду примЂтитъ, что самое положеніе земли нашей, открытой со всЂхъ сторонъ и неудобной къ укрЂпленію, дЂлаетъ насъ игралищемъ неизвЂстной судьбы и слЂпыхъ случаевъ. Ежели же обольстили и возгордили васъ многія и великія побЂды наши надъ непріятелемъ и пріобрЂтенная чрезъ то слава, почти всегосвЂтная,то знайте, друзья и братія, что это работалъ себЂ болЂе энтузіазмъ народный, подвигнутый крайнею жестокостію Польскою и крайнимъ же огорченіемъ и изступленіемъ народнымъ; и сколько при томъ пріобрЂли мы славы, столько же нажили тЂмъ и завистниковъ, которые, при всЂхъ случаяхъ, а иногда и нарочито для собственной безопасности и осторожности своей, не преминутъ всЂвать въ насъ плевелы или испытывать и пробовать насъ, какъ лЂкари испытуютъ больныхъ своихъ, щупая за пульсъ. И мы вЂрно на всегда таковы будемъ, каковы были и есть, то есть, непобЂдимыми, чего ни одинъ народъ себЂ присвоить не осмЂлится, не отвергнувъ промысла Божія, который одинъ всЂмъ движитъ, и сего крЂпитъ и возводитъ, а сего разслабляетъ и низводитъ, судя по достоинствамъ и заслугамъ народнымъ, а замЂчательнЂй въ пораженіяхъ его есть гордость и высокомЂріе народовъ.“


Чины и депутаты, успокоенные и тронутые рЂчью Хмельницкаго, начали было разсуждать о протекціи и избиратъ ее между державъ, приславшихъ своихъ посланниковъ. Но Польскую съ перваго разу единогласно отринули, а о прочихъ разбились на мнЂнія, но ни на одномъ не согласились. Старые изъ нихъ, соединенно съ Гетманомъ, /98/ соглашались на протекцію Московскую, яко къ народу единовЂрному и единоплеменному; но молодые весьма имъ противились, доказывая чрезъ партизанта своего и оратора, Есаула Генеральнаго, Богуна, что „въ народЂ Московскомъ владычествуетъ самое неключимое рабство и невольничество въ высочайшей степени, и что у нихъ, кромЂ Божьяго, да Царскаго, ничего собственнаго нЂть и быть не можетъ, и человЂки, по ихъ мыслямъ, произведены въ свЂтъ, будто, для того, чтобы въ немъ не имЂтъ ничего, а только рабствовать. Самые вельможи и бояре Московскіе титулуются обыкновенно рабами Царскими, и въ прозьбахъ своихъ всегда пишутъ они, что бьють ему челомъ; касательно жъ посполитаго народа, то всЂ они почитаются крЂпостными, какъ бы не отъ одного народа произшедшими, а накупленными изъ плЂнниковъ и невольниковъ, и сіи крЂпостные или, по ихъ названію, крестьяне обоего пола, то есть, мужчины и женщины съ дЂтьми ихъ, по недовЂдомымъ въ мірЂ правамъ и присвоеніямъ, продаются на торжищахъ и въ жилищахъ отъ владЂльцовъ и хозяевъ своихъ на ряду скота, а не рЂдко и на собакъ промЂниваются, и продаваемые повинны при томъ быть еще нарочито веселыми и отзываться о своемъ голосЂ, добротЂ и знаніи какого ни есть ремесла, чтобы по тому скорЂе ихъ купили и дороже заплатили. Словомъ сказать, соединиться съ такимъ неключимымъ народомъ есть тоже, что броситься изъ огня въ пламя.“


Духовенство Малоросійское, большею частію обращенное изъ Уніятства и крайнЂ сожалЂвшее втайнЂ о потерянной его власти надъ народомъ, поданной было имъ Поляками и близкой къ рабству, сплело нелЂпую басню въ разсужденіи посольства Московскаго и всЂхъ прочихъ, и бывшій съ нимъ въ собраніи протопопъ Черкаскій, θедоръ Гурскій, почитавшійся въ народЂ отличнымъ богословомъ и проповЂдникомъ, взявши тексть изъ священнаго Евангелія и употребляя его на зло самымъ страннымъ сравненіемъ, говорилъ въ собраніи, что, „какъ, де, отъ трехъ царей или волхвовъ поднесенные младенствующему Христу дары: злато, ладанъ и смирна, предзнаменовали бытіе и страданіе его въ мірЂ и возвращеніе въ небо, то есть, злато значило Царя, ладанъ мертвеца, а смирна показывала Бога, то такъ и сіи дары, подносимые отъ Царей народу, предзнаменуютъ, чЂмъ они одЂты или покрыты, въ томъ будетъ жить или покрываться народъ, ими прельстившійся, на примЂръ: дары Польскіе состоятъ въ сукнахъ, покрытыхъ ковромъ, то будеть и народъ, съ Поляками жившій, ходить въ сукнахъ и имЂть ковры; Турецкіе дары одЂты и прикрыты бумагою и шелкомъ, то и народъ, за ними жившій, будетъ въ состояніи одЂваться шелковыми и бумажными матеріями; а Московскіе дары суть всЂ въ рогожахъ, то неизбЂжно и народъ, живучи съ ними, доведенъ будетъ до такой бЂдности, что уберется онъ въ рогожи и подъ рогожи. И эти заключенія суть вЂрны и превосходятъ всЂхъ оракуловъ въ свЂтЂ.“


Басня сія подЂйствовала больше всего на депутатовъ простЂйшихъ и на всЂхъ Козаковъ : они /99/ подняли открытый ропоть и шумъ на Хмельницкаго, „называя его зрадцею и предателемъ отечества, подкупленнымъ, яко бы, отъ пословъ, и что они, освободивши себя изъ неволи Польской съ пролитіемъ многой крови своей и пожертвованіемъ премногихъ тысячь братіи, положившей животъ свой за вольность отечества, опять предаются въ неволю самоизвольно, и предаются такому народу, который не подалъ имъ никакой помочи въ крайнихъ бЂдствахъ ихъ, не подалъ даже воды промыть кровавыхъ устъ нашихъ, и лучше намъ быть во всегдашнихъ бранЂхъ за вольность, чЂмъ налагать на себя новыя оковы рабства и неволи. Да и кому изъ сосЂдствующихъ народовъ отдаться можно безъ ужаса и содроганія? Одни изъ нихъ безпрестанно угнЂтаются бусурманствомъ, не терпящимъ открытаго богослуженія Христіанскаго въ собственной землЂ ихъ; другіе торгуютъ собственною братьею своею и, не смотря на одновЂрство и однокровство, продаютъ одинъ другаго безъ стыда и угрызенія совЂсти. А вЂръ у нихъ столько, сколько слободъ и въ нихъ домовъ, а нерЂдко и въ одномъ домЂ нЂсколько ихъ вмЂщается, и одно семейство оть разновЂрства не можетъ вмЂстЂ ни пить, ни Ђсть изъ одной посуды, а вся вЂра состоитъ у нихъ въ разборЂ образовъ и крестовъ, и кто изъ нихъ лучшій, тотъ есть и достойнЂй къ почитанію и сильнЂе къ помощи людской; для Бога же, Творца всЂхъ и Господа, не извЂстно, что у нихъ оставляется. И такъ ожели съ симъ народомъ соединиться намъ, то или они насъ распродадутъ по одиначкЂ, или переморятъ  155 на улицахъ своихъ и распутіяхъ; ибо никто изъ нихъ не пуститъ въ домъ свой никого нашего прохожаго, а паче съ табакомъ, употребленіе котораго почитается у нихъ страшнымъ грЂхомъ, смертнымъ грЂхомъ и единственнымъ человЂческимъ грЂхомъ во всемъ мірЂ.“


Гетманъ, успокоивъ ропотъ собранія повтореніемъ клятвъ своихъ, что „онъ никогда не имЂлъ въ мысляхъ и имЂть не будетъ намЂренія приневоливать ихъ къ поврежденію правъ своихъ и свободъ, совЂтовалъ только, по усердію своему къ нимъ и общему отечеству, поставить себя на крЂпкихъ ногахъ надежнымъ союзомъ и соединеніемъ съ другимъ народомъ, котораго всЂ благоустроенныя Державы всегда ищутъ, а намъ сугубо того надобно, въ разсужденіи, какъ я говорилъ уже, положенія земли и новости состоянія нашего,“ и за симъ разпустилъ собраніе во свояси, и сеймъ ихъ тЂмъ окоичился. Посланыиковъ иностранныхъ отдарилъ Хмельницкій пристойно за ихъ подарки и, отписавъ на грамоты со всею вЂжливостію и благодарностію своею за привЂтствія и отзывы Монарховъ, далъ имъ отпускную аудіенцію и на ней увЂрилъ каждаго порознь о всегдашней преданности своей къ ихъ Монархамъ и непрерывной пріизни къ народамъ, и что при томъ онъ всемЂрно будетъ стараться о соединеніи съ ними и своего народа по прошествіи въ немъ перваго отвратительнаго къ протекціямъ жара, породившагося опостылостію тиранскаго надъ нимъ правленія Польскаго, которое и во снЂ; имъ грезится и дЂйствуетъ на нихъ, какъ нЂкое страшное пугалище. /100/


Господаръ Молдавскій, Липула, въ АпрЂлЂ мЂсяцЂ, 1650 года, прислалъ къ Гетману Хмельницкому чрезъ Боярина Молдавскаго, Морозія, письмо, соглашаясь въ немъ выдать дочь свою, Ирину, въ супружество сыну его, Тимоθею, и объясняясь при томъ, что онъ всегда на бракъ сей былъ желателенъ, но препятствовали ему въ томъ продолжавшаясь войнаХмельницкаго съ Поляками и угрозы тамошняго знатнаго вельможи, Потоцкаго, который давно ищетъ супружества дочери его за сына своего, а фамилія Потоцкихъ ворочаетъ почти всЂмъ правленіемъ Польскимъ. Но теперь, бывши онъ, Липула, совершенно увЂренъ о мирномъ спокойствіи, а паче имЂвши письмо оть Двора Турецкаго и изволеніе на бракъ сей самаго Султана, его государя, завЂряющаго о своемъ, при всЂхъ случаяхъ, покровительствЂ, увЂряетъ Гетмана о непреложномъ его на бракъ оный согласіи и проситъ прислать сына своего къ нему въ городъ Яссы, съ достаточнымъ, однако, конвоемъ, чтобы отъ стороны Потоцкихъ не сдЂлано какого непріятельскаго покушенія; ибо онъ отъ лазутчиковъ своихъ свЂдалъ, что на границахъ Буковины собралась нарочитая партія Полъскихъ гультяевъ или волонтировъ, предводимая молодымъ Потоцкимъ. Гетманъ выправивъ сына своего въ Молдавію съ пристойною свитою и достаточнымъ конвоемъ изъ своей гвардіи, послалъ въ слЂдъ за нимъ пятитысячный корпусъ Козацкій подъ видомъ пограничнаго разъЂзда. Но какъ только молодой Хмельницкій при городЂ Могиле†переправился чрезъ рЂку ДнЂстръ и приближался къ городу СорокЂ, то вышедшій изъ байраковъ и садовъ корпусъ Польскій атаковалъ его со всЂхъ сторонъ и принудилъ штатъ и конвой Хмельницкаго спЂшившись убраться въ одинъ цвинтарь церковный и тамо отбиваться, оставивши весь свой обозъ съ богатствомъ на расхищеніе Поляковъ, которые, торжествуя симъ выигрышемъ, начали было обозъ грабить, а Гетманича при томъ штурмовать въ цвинтарЂ, съ умысломъ перебить всЂхъ осажденныхъ до единаго и не выпустить извЂстника, дабы о такомъ злодЂйст†не вышло наружу. Но корпусъ Козацкій, назиравшій всегда походъ Гетманича, окружилъ Поляковъ въ самый расплохъ и, выстрЂливши по нихъ изъ ружьевъ, ударилъ копьями и всЂхъ почти до единаго перекололъ; около десяти Поляковъ и самъ молодой Потоцкій пробились было чрезъ войска Козацкія и убЂжали въ поле, но, на рЂчкЂ обваливши мостъ, Потоцкій утонулъ въ водЂ, а прочіе перебиты увязшими на берегахъ въ урочищЂ „На батозЂ,“ и мертвецовъ Польскихъ похоронено до четырехъ тысячь человЂкъ, а послЂ сего побоища свадьба Гетманича въ Яссахъ совершена, и онъ воротился съ женою въ Чигиринъ. Гетманъ потомъ жаловался на Потоцкаго Королю о злодЂйскомъ нападкЂ на свадьбу сына его, добровольно и законно произведенную, но Потоцкимъ обруганную съ великимъ убыткомъ въ людяхъ и знатныхъ суммахъ, но притомъ и извинялся Гетманъ, есля что непріятнаго произошло между свадебными и нападавшими на нихъ, то благоволено бъ приписать тое обыкновеннымъ въ такихъ случаяхъ трактаментамъ и /101/ пиршествамъ, на которыхъ не безъ напилыхъ бываеть. Король, хотя на переписку сію и не отвЂчалъ Хмельницкому, однако же произшествіе свадебное первымъ было шагомъ къ новой войнЂ.


Молодой Хмельницкій не долго пользовался своего женитьбою. Министерія Польская подвигнула Радулу, господаря Мултянскаго, и Ракоція, Князя Венгерскаго, согнать тестя его съ правленія Молдавскаго; и онъ долженъ былъ отправитъся съ войскомъ Козацкимъ для возстановленія тестя въ прежнее достоинство. Походъ сей предпринять очень скоро, и такъ же очень скоро конченъ былъ съ желаемымъ успЂхомъ. Войска Мултянскія и Венгерскія вездЂ были разбиты и разсЂяны, и самъ господарь Мултянскій былъ убитъ подъ Бухарестомъ. Молдавскій господарь возстановленъ въ свое достоинство, и войска Козацкія, большею частію, распущены въ свои границы, а при Хмельницкомъ оставался одинъ полкъ Корсунскій съ полковникомъ Мозырою. Но когда онъ, провождаемый тещею и женою своею, проходилъ съ тЂмъ полкомъ пограничною стороною Молдавіи съ Мултяніею, возвращаясь такъ же въ свои границы, то на пути, около города Сочавы, окружили его великія толпы войскъ Польскихъ и Мултянскихъ, вмЂстЂ съ бунтовщиками Молдавскими, недовольными своимъ господаремъ, собравшими вновь Мултянъ и Поляковъ, знавшихъ о малыхъ силахъ Хмельницкаго. По краткомъ сраженіи вступилъ Хмельницкій въ городъ Сочаву и въ немъ заперся, во ожиданіи прибытія своихъ войскъ, за которыми послалъ онъ ночью надежнаго гонца. УкрЂпляя городъ, осматривалъ онъ при томъ важиЂйшія его мЂста, и въ то время выстрЂленнымъ отъ непріятеля пушечнымъ ядромъ оторвало ему руку по самое плечо, и онъ скончался чрезъ нЂсколько часовъ. Войска Козацкія поспЂшили къ городу на другой день смерти Хмельницкаго, разбили непріятеля на голову и весь станъ ихъ забрали; но, вмЂсто освобожденія, приняли изъ города тЂло Хмельницкаго и препроводили его, вмЂстЂ съ женою и тещею, къ старому Хмельницкому, который, увидЂвъ тЂло сына своего, близокъ былъ къ отчаянію извЂстнаго Царя Егея, бросившагося въ море, при появленіи на немъ черныхъ знаменъ сына своего. Плакалъ Хмельницкій неутЂшно и долго о семъ сынЂ своемъ, составлявшемъ всю его надежду, и который, при хорошемъ воспитаніи и отличныхъ дарованіяхъ, довольно пріученъ былъ имъ къ дЂламъ политическимъ и воинскимъ; а похоронилъ онъ его въ Субботовскомъ своемъ монастырЂ, въ каменной церкви.


Воевода Кіевскій, Адамъ Кисиль, происходящій изъ древней Руской фамиліи Святольдовъ, извЂстныхъ по исторіямъ съ 1128 года между Князьями Рускими, и съ нимъ судьи повЂтовые: Проскура, Воловичь и многіе другіе, также произшедшіе изъ Рускихъ породъ, обратившихся въ Католичество и Польское Шляхетство, скоро, по опубликованіи въ Малоросіи трактата Зборовскаго и устроеніи границъ и урядовъ первобытныхъ сего края, прибыли въ городъ Кіевъ, въ надеждЂ полученія родовитыхъ ихъ имЂній, войною потерянныхъ, /102/ и начали искательства свои со стороны Гетмана и Малоросійскаго трибунала, доказывая, что они неважною отмЂною въ вЂрЂ, отъ важныхъ обстоятельствъ произшедшею, и службою ихъ въ Польскомъ КоролевствЂ, терять родовыхъ имЂній не повинны ни по какимъ законамъ, и что они могугь съ нихъ такъ же отправлять службу и въ Малоросіи, какъ отправляли ее въ ПольшЂ. Гетманъ, по разсмотрЂнію и приговору трибунала, дозволилъ было просителямъ вступить въ свои владЂнія, съ присягою ихъ на вЂрность службы Малоросійскому своему отечеству. Но взбунтовавшіесь противъ того Кіевскіе, БЂлоцерковскіе и Переясловскіе Козаки, подговоренные Судьею Гуляницкимъ и Полковникомъ Миргородскимъ Гладкимъ, выгиали всЂхъ оныхъ искателей изъ селеній Малоросійскихъ и многихъ изъ нихъ перебили и разграбили, отъ чего и самый Воевода, Кисиль, воротившійся въ Польшу, скоро послЂ того померъ. Гетманъ, принявъ поступокъ сей за преступленіе весьма важное, повелЂлъ разыскать его уголовному трибуналу, совмЂстно съ военною Коммиссіею, и виновниковъ судить по законамъ. Судилище оное, нашедъ главными виновниками Гуляницкаго и Гладкаго, осудило ихъ на смерть, и Гладкому отрублена голова, а Гуляницкій бЂжалъ и скрылся въ Молдавіи съ тремя Старшинами отъ войска; прочихъ же Старшинъ и многихъ изъ товариства и рядовыхъ Козаковъ наказано палками, тюрьмою и содержаніемъ окованныхъ на пушкЂ. И хотя таковымъ образомъ довольно наказаны убійства и обиды чиновниковъ Польскихъ и многіе отысканные пожитки имъ возвращены, но Поляки признали поступокъ сей другою причиною къ войнЂ. Козаки означенныхъ полковъ, возроптавъ явно на Хмельницкаго, что онъ Полякамъ похлЂбствуетъ и ихъ безвинно гонитъ, вышли многіе съ семействами изъ своихъ жилищъ и вооруженною рукою пришли въ низъ рЂки Донца и тамо поселились, гдЂ составили такъ называемый Рыбинскій Слободской  156 полкъ.


Ханъ Крымскій, съ Мурзою своимъ, Нагайбекомъ, 11 Ноября, 1650 года, прислалъ къ Гетману Хмельницкому Турецкаго Агу, Нурадина, съ письмомъ своимъ и предложеніемъ отъ стороны Султана, соглашая Хмельницкаго, съ народомъ Малоросійскимъ, соединиться съ Портою Турецкою въ протекцію Султанскую, на самыхъ выгодныхъ договорахъ и кондиціяхъ, какіе только онъ избрать и присланному АгЂ поручить можетъ для донесенія и утвержденія Султану. Хмельницкій, принявъ посланниковъ съ отличными дружескими почестьми и угощеніями, отклонилъ, однако, предлагаемую протекцію до времени, представлял, что народъ, имъ командуемый, не расположенъ еще ни къ какимъ протекціямъ, опасаясь, дабы не нажить тЂмъ завистниковъ и не взорвать новой войны, отъ которой не совсЂмъ оправился, и что онъ всегда будетъ стараться преклонять народъ въ ихъ пользу. Посланники оные, не могши успЂть въ первомъ ихъ предложеніи, совЂщали Гетмана на другое, уговаривая его итти войною съ Ханомъ на Царство Московское, которому объявитъ Султанъ /103/ войну за завладЂніе Царями Московскими Татарскимъ Астраханскимъ; Царствомъ и если оно ПортЂ и Хану тою войною возвращено будеть, то ему, Гетману, удЂленъ будеть участокъ завоеванія изъ прилеглыхъ къ Малоросіи областей Московскихъ или Татарскихъ, ПослЂднее предложеніе посланниковъ для политическихъ видовъ Хмельницкаго крайнЂ ему понравилось, и онъ, предвидя новую неизбЂжную войну съ Польшею, уповалъ привязать къ себЂ необходимостію въ ней самаго Хана Крымскаго съ лучшимъ отъ прежняго успЂхомъ. Потому объявилъ онъ посланникамъ увЂрительно, что по окончаніи съ Поляками наступающей войны, которую они по самымъ малымъ причинамъ и больше отъ заматерЂлой своей злости на Малоросію предпринимаютъ, онъ будетъ готовъ на всЂ Султанскія и Ханскія предложенія. А когда еще, по изволенію Султанскому, и Ханъ Крымскій благоволить сдЂлатъ въ ней ему пособіе, то и тЂ преграды, каковы между одновЂрцами поставляются самою религіею и предразсудками народными, воспріимутъ позволительный видъ вступиться за союзника и его интересы, почитающіеся въ таковыхъ случаяхъ общими, взаимностію одобренными. Посланники, бывъ такими завЂреніями Хмельницкаго удовлетворены, отправились отъ него довольными, а Гетманъ, обдаривъ при томъ ихъ щедро, писалъ чрезъ нихъ Хану о дружескомъ своемъ къ нему расположеніи и о заключенномъ съ посланниками совЂщаніи, прося Хана обнадежить его, съ своей стороны, помощію своею въ нужномъ случаЂ противу Поляковъ.









Предыдущая     Главная     СлЂдующая


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.