[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 295; 529-530.]

Попередня     Головна     Наступна





Ф. А. Пискунов

ВОСПОМИНАНИЯ ПОРУЧИКА ФРОЛОВА О СОЛДАТСКОЙ СЛУЖБЕ ШЕВЧЕНКО В НОВОПЕТРОВСКОМ УКРЕПЛЕНИИ



Шевченко служил солдатом в Уральском линейном батальоне, стоявшем в Новопетровском укреплении для защиты наших границ от нападения диких киргизов, под начальством коменданта, подполковника Антония Петровича Маевского, который очень любил его и принимал у себя в доме, когда бывал один, а это бывало очень часто, так как Маевский был старый холостяк и вел жизнь, что называется, отца-командира, вполне холостую.

Раз нужно было нарисовать иконостас для дивизионной церкви во имя Александра Невского и нужен был живописец: подполковник Маевский рекомендовал для этого дела командовавшему дивизией генерал-майору Т. Шевченко ... Из Астрахани привезли какого-то маляра, который нарисовал иконостас весьма дурно и притом за дорогую цену; отказ Толмачева сильно раздразнил Шевченка.

Вставши рано утром, он обыкновенно уходил в степь за частоколы укрепления и, севши там где-нибудь на камне, просиживал по нескольку часов, изредка напевая что-либо про себя. На вопросы проходивших мимо солдат, что он тут делает один, он обыкновенно отвечал: «Думку думаю».

Во время пребывания Шевченко в Новопетровском укреплении он, несмотря на запрещения, иногда все-таки рисовал, и, между прочим, нарисовал портреты с Фролова и подпоручика Воронцова, которого он очень любил.

Жил Шевченко в казармах, как и все рядовые, но имел по старанию крепостного доктора Никольского, который высоко ценил его талант, особую койку и на горные работы не посылался; во фронте он всегда стоял в задних рядах первым с левого фланга.

Никольский учился у Шевченко читать по-украински и у него же находились деньги Шевченко, которые присылались ему через руки коменданта от разных-лиц из России и которые комендант вручал обыкновенно доктору Никольскому, который и выдавал их по мере надобности поэту. Солдаты вообще любили поэта; но унтер-офицеры недолюбливали привилегированного солдата, считая его дурным рядовым и не ценя, конечно, по назначению его как поэта и художника. /296/











Ф. А. Пискунов

ВОСПОМИНАНИЯ ПОРУЧИКА ФРОЛОВА О СОЛДАТСКОЙ СЛУЖБЕ ШЕВЧЕНКО В НОВОПЕТРОВСКОМ УКРЕПЛЕНИИ

(С. 295)


Впервые опубликовано в газ. «Киевский телеграф» (1876. — 5 мая). Печатается по первой публикации.

Фролов Алексей Егорович — подпоручик 1 Оренбургского линейного батальона. Служил в Новопетровском укреплении до 1853 года, встречался там с Шевченко. Шевченко служил солдатом в Уральском линейном батальоне... — Штаб 1 Оренбургского линейного батальона (две роты которого размещались в Новопетровском укреплении) находился в г. Уральске. /530/

Маевский Антон Петрович — подполковник, комендант Новопетровского укрепления со времени его основания; там он и умер в конце 1852 или в начале 1853 года. Сочувственно относился к Шевченко, получал на свое имя его корреспонденцию, командировал в геологическую экспедицию в горы Каратау, где Шевченко имел возможность рисовать и общаться с друзьями. Существует предположение, что А. Маевский мог быть участником польского восстания 1830 г. (см.: Большаков Л. Літа невольничі, с. 295 — 296).

...Маевский был старый холостяк... — Этому утверждению противоречат свидетельства других мемуаристов о том, что Шевченко обучал детей коменданта Маевского. Как ныне установлено, у коменданта были сыновья Игнатий (род. около 1840 г.) и Антон (род. около 1846 г.), которые впоследствии тоже стали военными.

...нужно было нарисовать иконостас... Маевский рекомендовал для этого... Т. Шевченко... — То, что этот замысел возник еще при А. Маевском, подтверждается письмом Шевченко к А. Лизогубу от 16 июля 1852 года (Т. 6. — С. 74). Новый комендант И. Усков просил разрешить Шевченко выполнить эту работу в рапорте на имя командира Оренбургского корпуса от 7 января 1854 года.

...отказ Толмачева... — Как видно из письма начальника штаба Оренбургского корпуса М. Фантон де Веррайона от 16 апреля 1854 года, Шевченко в этом разрешении было отказано (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії, с. 264 — 265). Генерал-лейтенант Толмачев Афанасий Емельянович — командир 23-й пехотной дивизии.

...нарисовал портреты с Фролова и подпоручика Воронцова... — Портрет Фролова ныне не известен, Воронцова — хранится в ГМШ (см.: Паламарчук Г., Судак В., 3 нових надходжень до музею Т. Г. Шевченка // Образотворче мистецтво. — 1979. — № 3. — С. 20)











Попередня     Головна     Наступна


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.