[Григорій Сковорода. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К., 1973. — Т. 1. — С. 136-138.]

Попередня     Головна     Наступна         Примітки





ТРАКТАТИ, ДІАЛОГИ




УБУЖДШЕСЯ ВИДЂША СЛАВУ ЕГО


/ 11 /


Весь мір спит... Да еще не так спит, как о праведники сказанно: «Аще падет, не разбіется...». Спит глубоко, протянувшись, будто ушыбен об нея. А наставникы, пасущыи Ізраиля, не толко не пробуживают, но еще поглаживают: «Спи, не бойсь! МЂсто хорошое, чево опасатся?». Глаголюще мир — и нЂсть мира. Блаженный Петр с товарищами своими! Господь сам пробуживает их: «Где вы попиваєте? Встаньте, — говорит, — тогда уже не бойтеся». Колотит сих погребенных и Павел: «Встань-де, мертвец, и воскресни от мертвых!.. Потоль ты землею будеш и не преобразишся от нея во Хріста, пока не увидиш свЂтлаго небеснаго человЂка». И о сем-то рЂчь будет: «Убуждшеся видЂша славу...»

Фамар, невЂстка Іуды, сына Іяковля, показалась ему блудницею. Не познал ея затЂм, что закрыла лице свое. Но по справкы узнал и сказал: «Оправдася, Фамар, паче мене!». Таким же образом и сыны Ізраилевы не могли смотрЂть на блистающое славою лице Мойсея, человЂка божія. А на что жь они смотрЂли? На покрывало толко одно, затемняющое лице. Какой же ты Ізраиль? ОбрЂзан ты по тЂлу, да не обрЂзан по смыслу. Тма твоим очам сносна, а на истинну смотрЂть не терпиш. / 12 / Лежиш на землЂ, качаешся с сею твоею блудницею и доволствуешся, отвращая око твое от отца твоего, ругающоеся отцу и досаждающое старости матерней, как говорит Соломон. А не видно птенцов орлых, чтобы вылевали тебЂ тое. Так и нынЂшная подлость хрістіанская и таким точно оком смотрит на своего вожда Хріста. Где он родился? От коих родителей? Сколько жил на свЂтЂ? Как давно? Д†ли уже тысячы лет или не будет?.. О хрістіанине! Окрещен ты по плоти, да не омыт по смыслу. Зачем ты вперил твое любопитство в этіи пліоткы? Для чево вышше не поднимаешся? Здесь думаеш и заснуть, тут шалаш построить с Петром? Не вЂдый, еже глаголаше. Не слышишь ли, что такое и твой Мойсей говорит: «Покры срамота лице мое — вот для чего не могут мене братья мое видЂть. Чужд бых сыновом матере моея...» До сих пор ли ты не смыслиш, что это все плоть и ничто, и тЂнь, покрывающая высочайшую премудрости гору? 1 И сія завЂса должна в свое время вся раздратись... Вот лицемЂріе, лице небесе разсуждающое! Род лукавый и прелюбодЂйной, плотскаго знаменія ищущый! Вот кваснины ученія фарісейского! Но послушаймо, как учит Хрістос наединЂ любезных учеников, как познавать, что есть истинный человЂк. То есть сын человЂчь, или Хрістос, — все то одно. «Кого мя глаголют?..» Слушай, Петре, как подлость думает, что есть человЂк? Знаю, что они ошыбаются. А ты как думаеш? «Ты еси сын бога живаго». Хорошо Петр попал. \137\ Видно, что он сквозь пустую плоти занавЂсу проницал. Для того ж ему я истинный человЂческый сын говорит: «Блажен еси, Сімоне, с твоим оком! Оно не смотрит на плоть и кровь, как подлое понятіе, но, минуя плоть и кровь, находит другой / 21 / род, род истинный, род ізраилскый, род отца моего, иже не от похоти...»

Слушай, хрістіанине, с твоим языческым сердцем! Долго ль тебЂ лежать на земли? Будеш ли ты когда-нибудь человЂком? Не будеш — для чего? Для того, что на плотскую занавЂсу засмотрЂлся, а на лице истиннаго божіего человЂка смотрЂть никак твоему оку нетерпеливно. Не преобразишся ты из земнаго в небеснаго потоль, поколь не увидиш Хріста, потоль, поколь не узнаеш, что есть истинный человЂк. А что ж есть истинный человЂк? Не продереш глаз потоль, поколь плоть и кровь твое сердце держать будет. Но долго ль будет держатся? Поколь не признаєшся, что твоя плоть и кровь ничто. Твое собственное сюди завело тебе мнЂніе: от славы своей низрыновенны быша, лишенны славы божія... Научились мы братью нашу судить по плоти: так и на Хріста смотрым, одни толко пýстоши на нем примЂчая, не на самого его, не на славу его смотря. Правда, что Павел говорит: «Преобразит тЂло смиренія нашего, во еже быти ему сообразну тЂлу плоти его». Не спорю. Но так ли ты смотриш на Хріста, как Павел? Он хвалится: «Не вЂм по плоти Хріста.., вЂм-де человЂка, прошедшаго небеса.., созданнаго по богу в правдЂ и преподобіи истинны». Сего-то он человЂка для ефесіан похваляет. Истинною не бывала плоть никогда: плоть и лож — все одно, и люблящый сего идола сам таков же; а когда лож и пустош, то и не человЂк. Слыхал ты книгу родства истиннаго человЂка, сына Давідова, с[ына] Авр[аамля]? Іяков роди Іуду, Іуда роди Фарéса от Фамары и прочая. Знай же, что сія книга вЂчная, книга божія, книга небесная, и не содержит она никого, кромЂ израилскаго рода. «Не соберу соборов их от кровей...» Сего-то рода и наш Хрістос. А что род ізраилскый не умирает, слушай Іоиля: «Яко же утро, розліются по горам людіе мнози и крЂпцы; подобны им не быша отвЂка и по них не приложится до лЂт в род и род».

Если б можно до их лЂт что ни есть приложить, имЂли б они конец. Но теперь они всему-на-всему сами суть концем. Не конец то, послЂ чего нЂчто еще слЂдует, но сей род сам / 22 / всему концем. Остаток не в языках: остаток Израилев ест, и один остаток спасается, а прочое все мимо течет: «Уничижатся языцы, яко вода мимотекущая...» А что Іоиль точно о родЂ ізраилском сіе говорит, слушай Мойсея, человЂка божія, Хрісту сродного и с Хрістом бесЂдующаго: «Блажен еси, Ізраилю! Кто подобен тебЂ, роде спасаемый от господа? Защитит помощник твой, и меч — хвала твоя; и солжут (то \138\ есть ошыбутся и не узнают) тебЂ врази твои, и ты на выю их наступиши». Видиш, что судящый Ізраиля по плоти, зрящый на одну внЂшность смиренія Хрістова («Во смиреніи его суд его взятся») ест враг Хрістов из числа тЂх, коих Павел называет врагами креста Хрістова, а в Мойсеевых словах мечем наименованнаго, который у Іереміи всю плоть опустощает.

Продеримо ж, о мертвая тЂнь, глаза наши и заобыкшое к плотской тмЂ око наше принаравливаймо, возводя потихонку вгору смотрьть на Ізраиля, на истиннаго человЂка, минуя плоти покрывало. Вот нас, спящых на земли, пробуживает Павел: «Вышных ищите, горняя мудрствуйте! Почто о стіхіах стязаетесь? Егда же Хрістос явится, живот ваш, истинный живый человЂк, и вы явитéся в сла※. Пробуживает и Іеремія вот как: «Почто мы сЂдим? Совокупитеся, и внидем во грады тверды, и повержемся тамо.., (а тут) ждахом мира и не бяху благая...»

О истинный, нетлЂнный ізраилскый боже! 2 Блисни свЂтом твоим на нас столко, сколко может по крайней мЂрЂ око наше стерпЂтъ. Да пошов во свЂтЂ лица твоего и, нечувствително в новое преображаясь, достигнем во всерадостное и самого послЂдняго волоса нашего воскресеніе! ТебЂ слава с твоим человЂком и святым духом. Аминь! / 31 / \139\










Попередня     Головна     Наступна         Примітки


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.