Предыдущая       Главная       Следующая




ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ









Исторический опыт созидания украинского государства свидетельствует, что решающее значение для него имели, в первую очередь, геополитические факторы. Специфика украинской этнополитики состоит в том, что она традиционно тесно связана с геополитикой. Отсюда — отсутствие или же размытость в массовом сознании представлений о территории как зоне проживания украинского этноса, недостаточность у значительной части граждан Украины знаний истории её государственности, необходимой обоснованности, легитимности для некоторых социальных прослоек и этнических групп украинского населения национальных начал построения государства. Отсюда и ощущение некоторой эфемерности современных событий, сложности упрочения украинского суверенного государства, ожидание того, что вернется прошлое, возродится Советский Союз, где бывшим советским республикам, а ныне суверенным государствам уготована, по одному из радикальных сценариев, роль «губерний» или чего-то вроде «российских штатов».


§1. Этничесике меньшинства как фактор геополитики

На тесную связь этно- и геополитики на территории Украины указывает и тот факт, что в Украине проживают многочисленные этнические общины, традиционно не считавшиеся этническими меньшинствами. В прежние годы, когда геополитическая карта Европы имела иной вид, некоторые из этих общин составляли часть этнического ядра других стран, как, например, румыны и молдаване Северной Буковины и Южной Бессарабии до начала второй мировой войны. То же самое можно сказать о польском населении западных областей Украины и о словаках Закарпатья, не говоря уже о русских юго-восточных регионах и Крыме. Радикальное изменение геополитической карты Европы, обусловленное распадом Советского Союза, образование независимого украинского государства существенно изменили политическое положение многих этнических групп Украины, прежде всего — в аспекте их самоощущения, самосознания и т.п. Эти изменения идентичности громко сигнализируют о себе, особенно в связи с усложнившейся социально-экономической ситуацией, заставляющей многих искать причины кризиса прежде всего в независимости и в экономических реформах. Происходит дезинтеграция общества не только по социально-экономическим и политическим, но также по этническим признакам. Вместе с тем, опыт XX столетия в истории украинской государственности убеждает, что социально и этнополитически дезинтегрированное общество, что грозит разрушением самой его государственности.

Говоря о геополитических факторах этнополитики, потенциальных возможностях их влияния на построение украинского государства, нельзя обойти вниманием и проблемы титульной нации — украинского этноса. Здесь возникает целый ряд вопросов, связанных с национально-культурной, языковой, религиозно-церковной ориентацией и идентичностью, ведь сама структура украинского этноса сегодня находится в стадии реформирования, модернизации, становления этнополитической целостности. Ясно, что это процесс достаточно длительный, и его последствия во многом зависят от отношений между титульным этносом и этническими меньшинствами, ведь именно эти отношения определяют и будут еще долго определять украинскую государственность как своеобразную этнополитическую систему.




§2. Этнополитическая реальность Украины

Понятие «этнополитическая реальность» отражает современное состояние межэтнических отношений в государстве, а также указывает на такие существенные показатели в жизни этнических общин, как численный состав, характер расселения — компактный или дисперсный, тип поселения — сельский или городской, религиозную ориентацию. Это сложный комплекс житейских и политических признаков, благодаря которым создается целостный образ этнической ориентации на те или иные ценности национального, государственно-политического бытия.

Для осмысления этнополитической реальности крайне важной является характеристика этнодемографической картины. Среди отечественных ученых нет согласия относительно достоверности официальной статистики о численности этнических групп по данным переписи ещё 1989 года. Некоторые ученые подвергают эти показатели серьезной критике и, прежде всего, те из них, которые касаются численности русской этнической общности как самой большой и влиятельной в украинском этнополитическом спектре 1.

Мистифицированной кажется и статистика относительно количества этнических групп, населяющих сегодня Украину. Одни авторы пользуются данными о том, что в Украине проживают представители более 120 различных национальностей, тогда как другие насчитывают всего лишь около 90. Однако точность в этом случае ничего не решает, поскольку более существенным является вопрос: является ли Украина полиэтнической страной, или нет?

Ведь в структуре народонаселения Украины, если вынести за скобки наиболее многочисленную русскую этническую общину, насчитывается примерно 5% иноэтнического населения, которое не всегда может быть описано по всему общепринятому набору характеристик (количественных, социально-культурных, религиозных, традиционно-бытовых).

Если воспользоваться официальными данными статистики о количестве населения отдельных этнических общин, то в Украине они четко делятся на несколько когортных групп. Первую, достаточно четко выделенную, составляют русские. Общее их количество сегодня фиксируется в пределах 11,2 млн. человек, что составляет примерно 22% от всего населения Украины. Следующую когорту составляют этносы, численность которых не достигает условного миллионного рубежа, но превышает стотысячный барьер. В Украине таких этносов насчитывается восемь. Это евреи, белоруссы, молдаване, крымские татары, болгары, поляки, венгры, румыны. Общее их количество составляет примерно 4% от всего населения государства.

Третью когорту образуют этносы, численность которых превышает пятидесятитысячный рубеж, но не достигает стотысячного. Таких этносов в Украине четыре — это греки, казанские татары, армяне и немцы. Общее число их в структуре народонаселения Украины равняется приблизительно 0,6%.

Четвертая группа — это этносы, в составе которых более десяти тыс. человек, но менее пятидесяти тысяч. Сегодня в Украине таких этногрупп насчитывается всего три — это цыгане, гагаузы и грузины. Удельный вес их в общенациональной структуре народонаселения составляет примерно 0,2% .

Наконец, еще одна когорта — это этногруппы, численность которых не превышает десятитысячный барьер, но насчитывает более одной тысячи человек данной этнической группы. Таких в Украине, по крайней мере, шесть. Их удельный вес в общенациональной структуре составляет примерно 0,07% . Правда, эти статистические данные могут варьироваться в том или ином направлении, но не настолько существенно, чтобы кардинально повлиять на общую картину. Это связано с миграционными процессами, которые в последнее время интенсифицировались, — выездом и приездом представителей некоторых этносов. По оперативным данным миграционной службы в Украине, уже появились многочисленные этнические общины, состоящие из нескольких тысяч. Однако, не имея статуса постоянного гражданства, они не могут попасть в общую отчетность относительно этнодемографической структуры народонаселения Украины.

Учитывая также другие составляющие этнополитической реальности, о которых шла речь выше, а именно — характер расселения упомянутых этнических общин, преимущественный тип поселения, а также доминантную религиозную ориентацию, попробуем воспроизвести этнополитическую реальность в виде комплексной таблицы, где учтены эти показатели. Речь идет лишь об этнических меньшинствах, без учета титульного этноса.





Таблица 1.

Основные характеристики этносов численностью более 100 тыс. человек.



этническая группа



общая численность



характер расселения

тип поселен и я



религиозная ориентация



русские



11,2 млн.

преимущ. дисперсный



88%  в городах

православная

евреи

486 тыс.

дисперсный

почти 100% проживают в городах

иудейская

белоруссы

439,9 тыс.

дисперсно, но имеются сельские поселения

преимущ. в городах

католическая, православная



молдоване



324,9 тыс.

преимущ.

компактный

преимущ. в сельской местности

православная

крымские татары

прибл. 280 тыс.

компактный

преимущ. в сельской местности



исламская

болгары

232,8 тыс.

компактный

преимущ. в сельской местности

православная

католическая

поляки

218,9 тыс.

дисперсный, но регионально определенный

в городах

католическая

венгры

163, 3 тыс.



компактный

преимущ. в сельской местности



католическая и протестантская

румыны

134,7 тыс.



компактный

преимущ. в сельской местности

православная




Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют, что самые крупные этнические общины Украины в основном живут компактно или же в определенном регионе. Доминантной религиозной ориентацией для них является православие, при этом в 5 из 9-ти этносов превалирует сельский тип поселения, но в количественном отношении доминирует урбанизированное население наиболее многочисленных этнических общин Украины. Как известно, компактность и урбанизированность больше способствуют политизации, чем дисперсность и аграрный тип поселения.

Рассмотрим теперь следующую когорту, численность которой не превышает стотысячного барьера, но равняется не менее чем пяти-десяти тысячам человек. Эти этносы можно назвать этносами выше средней численности.



Таблица 2.

Основные характеристики этносов численностью от 50 до 100 тыс. человек



этническая группа




общая численность




характер расселения


тип поселения




религиозная ориентация



греки

98,6 тыс.

компактный

сельский и городской

православная

казанские татары

90 тыс.

дисперсный

преимущ. городской

исламская


армяне

60 тыс.

дисперсный

городской

армяно-григорианская церковь

немцы

более 50 тыс.

преимущ. компактный

преимущ. сельский

протестантская





Данные таблицы 2 показывают, что этносы выше средней численности живут в равной степени компактно и дисперсно. Превалирует городской тип поселения, а среди религиозных ориентиров доминирует христианская ориентация при конфессиональной неоднородности. Сохраняется также исламская и появляется протестантская ориентации. В отличие от предыдущей когорты, здесь нет общин, которые имели бы непосредственный контакт со своей исторической родиной, что, естественно, усиливает чувство изолированности от своего этнического ядра, но, вместе с тем, позволяет сохранять собственную этническую идентичность.

В Украине также имеются этносы, принадлежащие к средней когорте, численность которых —  в пределах от десяти до пятидесяти тысяч человек. Таких общин всего три.




Таблица 3.

Основные характеристики этносов численностью от 20 до 50 тыс. человек



этническая группа




общая численность




характер расселения


тип поселения




религиозная ориентация



цыгане

около 50 тыс

дисперсный, но есть региональные компактные поселения

трудно определить

преимущ. православная

гагаузы

более 30 тыс.

компактный

преимущ. сельский

православная

грузины

25 тыс.

дисперсный

преимущ. городской

грузинская автокефальная церковь




Данные таблицы 3 указывают на преимущественную дисперсность расселения ее представителей с балансом сельского и городского типов поселения, с доминированием христианской ориентации и определенными конфессиональными отличиями. В эту когорту попали два своеобразных народа: цыгане, этнос, создавший собственную социальную организацию — табор, а живя среди иноэтнического населения, воспринимающий его религиозную ориентацию как собственную; и гагаузы — один из четырех этносов на территории Украины, который может считаться автохтоном наряду с украинцами, караимами и крымскими татарами, ведь этногенез гагаузов проходил преимущественно на территорий их постоянного проживания.

Наконец, еще одна когорта этнических общин, численность которой находится в пределах от тысячи до десяти тысяч человек. Это этносы ниже средней численности в структуре народонаселения Украины.





Таблица 4.

Основные характеристики этносов численностью до 10 тыс. человек



этническая группа




общая численность




характер расселения


тип поселения




религиозная ориентация



словаки

около 10 тыс.

компактный

преимущ. сельский

католическая

чехи

более 9 тыс.

дисперсный

преимущ. городской

католическая

латыши

прибл. 7 тыс.

дисперсный

городской

лютеранская

литовцы

более 5 тыс.

дисперсный

городской

католическая

эстонцы

около 5 тыс.

дисперсный, но региональные поселения

преимущ. городской

протестантская

караимы

более 1,5 тыс.

преимущ. компактный

городской

иудейская





Из таблицы 4 видно, что среди этой этнической когорты доминирует дисперсный характер расселения при преимущественно городском типе поселения. Здесь превалирует католическо-протестантская ориентация. Своеобразием этой когорты является и то, что сюда попадает такая этногруппа, как караимы — этнос автохтонного происхождения, которому свойственна четкая этническая идентичность, сохранение языка, антропонимов и иудейское вероисповедание.

По характеру расселения наиболее многочисленных этнических общностей Украина объединяет дисперсность одних и компактность других, высокую урбанизированность с доминированием аграрного населения, близость размещения к своей исторической родине с удаленностью от нее.

Далеко не все этнические группы представлены в этих таблицах. В них не вошли так называемые малочисленные (по несколько сотен, а то и десятков человек) этнические группы, изучение которых — задача этнологии и политической этнологии. Приходится констатировать такое явление, как партикуляризация этнических интересов, фрагментаризация и сепарация по личным пристрастиям, — своеобразную альтернативу консолидационным процессам.









 1 См.: Дашкевич Я. Українське відродження і національні меншості // Україна в сучасному світі. Матеріали наукової конференції Республіканської асоціації українознавців.—К.,—1990.—С.51.





Предыдущая       Главная       Следующая




Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.