[Г. Конискій. Исторія Русовъ, или Малой Россіи. — М., 1846. — С. I-IV.]

Предыдущая     Главная     СлЂдующая





ПРЕДИСЛОВІЕ.



Исторія Малой Россіи до временъ нашествія на нее Татаръ, съ Ханомъ ихъ Батыемъ, соединена съ Исторіею всея Россіи, или она-то и есть единственная Исторія Россійская; ибо извЂстно, начало сея Исторіи, вмЂстЂ съ началомъ правленія Россійскаго, берется отъ Князей и Княжествъ Кіевскихъ, съ прибавленіемъ къ нимъ одного только Новгородскаго Князя Рюрика, и продолжается до нашествія Татарскаго безпрерывно, а изъ сего времяни бытіе Малой Россіи въ Общей Россійской Исторіи едва упоминается; по освобожденіи же ся отъ Татаръ Княземъ Литевскимъ Гедиминомъ, и совсЂмъ она въ Россійской Исторіи умолчена. Посему предлагаемая здЂсь Исторія Малороссійская писана на два періода, т. е. до нашествія Татарскаго экстрактомъ, а отъ сего нашествія пространно и обстоятельно.

Историковъ и ЛЂтописцевъ сего времяни было въ Малой Россіи довольно. Но какъ сія страна, какъ бы созданная или осужденная для руинъ, отъ частыхъ нашествій иноплеменниковъ, а еще частЂйшихъ набЂговъ и браней отъ народовъ сосЂднихъ, и наконецъ отъ непрестанныхъ междоусобій и побоищъ, претерпЂла всЂхъ родовъ разоренія, губительства и всесожженія, и, такъ сказать, обагрена и напоена кровію человЂческою и покрыта пепломъ, то въ такой несчастной землЂ, можно ли было что либо сберечь цЂлое? А по сей причинЂ взята сія Исторія изъ лЂтописей и записокъ БЂлорускихъ, яко изъ страны единоплеменной, сосЂдствующей и отъ руинъ Малоросійскихъ удаленной.

ИзвЂстный ученостію и знатностію Депутатъ Шляхетства Малоросійскаго, господинъ Полетыка, отправляясь по должности, Депутатства въ великую оную Имперскую Коммиссію для сочиненія проекта новаго уложенья, имЂлъ надобность необходимую отыскать отечественную Исторію. Онъ относился о семъ къ перво-/II/начальному учителю своему, Архіепископу БЂлорускому, Георгію Конискому, который былъ природный Малоросіянинъ, и долголЂтно находился въ Кіевской Академіи Префектомъ и Ректоромъ. И сей-то Архіерей сообщилъ Господину ПолетыкЂ ЛЂтопись или Исторію сію, увЂряя архипастырски, что она ведена съ давнихъ лЂтъ въ каθедральномъ Могилевскомъ монастырЂ искусными людьми, сносившимись о нужныхъ свЂдЂшяхъ съ учеными мужами Кіевской Академіи и разныхъ знатнЂйшихъ Малоросійскихъ монастырей, а паче тЂхъ, въ коихъ проживалъ монахомъ Юрій Хмельницкій, прежде бывшій Гетманъ Малоросійскій, оставившій въ нихъ многія записки и бумаги отца своего, Гетмана Зиновія Хмельницкаго, и самые журналы достопамятностей и дЂяній національныхъ, и что притомъ она вновь имъ пересмотрЂна и исправлена.

Господинъ Полетыка, сличивъ ее со многими другими лЂтописями Малоросійскими и нашедъ отъ тЂхъ превосходнЂйшею, всегда ея держался въ справкахъ и сочиненіяхъ по Коммиссіи. И такъ Исторія сія, прошедшая столько отличныхъ умовъ, кажется должна быть достовЂрною. Одни воинскія дЂйствія покажутся, можетъ быть, инымъ сомнительными, яко множественны суть. Но разсуждая о положеніи земли сея между народами, почти непримиримыми, судя о временахъ и обстоятельствахъ, въ которыя народъ сей всегда почти былъ въ огнЂ и плавалъ въ крови, надобно заключить, что сего народа все упражненіе и ремесло состояло въ войнЂ и убійствахъ. Одна Польша все то доказываеть. Она тогда только была могущественна и страшна, когда имЂла у себя войска Малоросійскія; а коль скоро ихъ лишилась, тотчасъ же упадать начала, а послЂдствія ея извЂстны.


Историки Польскіе и Литовскіе, справедливо подозрЂваемые въ баснословіяхъ и самохвальствЂ, описывая дЂянія народа Рускаго, яко бы въ подданст†у Поляковъ бывшаго, затмЂвали всемЂрно великіе подвиги ихъ, подъятые на пользу общаго отечества своего и Польскаго. Самыя даже постановленія и преимущества ихъ въ семъ отечест†скрывали, сближая, какъ можно, народъ сей къ рабскому состоянію и ничтожеству. А когда дошла повЂсть ихъ до временъ гоненій и тиранствъ Польскихъ, на народъ Рускій произведенныхъ, поводомъ выдуманной отъ /III/ нихъ Уніи, а паче какъ дошло до освобожденія народа сего отъ ига Польскаго собственнымъ своимъ мужествомъ и безпримЂрною почти храбростію, то тутъ изрыгнули писатели оные всЂ свои поношенія и всЂхъ родовъ неправды и клеветы на сей народъ и на ихъ вождей и начальниковъ, называя ихъ непостояннымъ и бунтливымъ хлопствомъ, по своевольству, будто, и буйству своему бунты и нестроенія поднявшимъ. Но дЂла Гетмановъ Рускихъ: Косинскаго, Наливайка, Остряницы и наконецъ великія дЂла Хмельницкаго, переписки ихъ и деклараціи, доказьгоаютъ тому весьма противное, и всякъ здравомыслящій человЂкъ увидитъ въ нихъ истину несомнительную и подвиги благородные и справедливые; увидитъ притомъ и признаетъ умный, что всякое твореніе имЂетъ право защищать бытіе свое, собственность и свободу, и что къ тому оно снабдено самою природою или Творцемъ своимъ достаточными орудіями или способомъ.


О мужест†и предпріимчивости народа Рускаго совЂтуется баснословцамъ и критикамъ заглянуть въ Исторіи Греческія, Римскія и другія иностранныя; и они имъ покажутъ Кагана, Кія, Оскольда, Святослава, Владиміра, Ярослава, и другихъ великихъ Государей или Князей Рускихъ, воевавщихъ славно съ воинствомъ Рускимъ въ ЕвропЂ, Азіи, Греціи, и на самыя столицы ихъ Константинополь и Римъ нападавшихъ. И такому народу, поживши нЂсколько въ соединеніи съ Поляками и Литовцами во всегдашнихъ почти войнахъ за ихъ и за свое отечество, можно ли было потерять природную свою храбрость, которая потомъ и надъ самими Поляками и Литовцами довольно наконецъ себя показала ?


Но не смотря на все то, съ сожалЂніемъ должно сказать, привнесены нЂкоторыя нелЂпости и клеветы въ самыя лЂтописи Малоросійскія, по несчастію, творцами ихъ, природными Рускими, слЂдовавшими по неосторожности безстыднымъ и злобливымъ Польскимъ и Литовскимъ баснословцамъ. Такъ, на пр., въ одной учебной исторійкЂ выводится на сцену изъ Древней Руси, и ли нынЂшней Малоросіи, новая нЂкаясь земля при ДнЂпрЂ, названная тутъ Украиною, а въ ней заводятся Польскими Королями новыя поселенія и учреждаются Украинскіе козаки; а до того сія земля будто была пуста и необитаема, и Козаковъ въ Руси не бывало. Но видно господинъ писатель такой робкой исторійки /IV/ не бывалъ нигдЂ, кромЂ своей школы, и не видалъ въ той сторонЂ, называемой имъ Украиною, Рускихъ городовъ, самыхъ древнихъ или, по крайней мЂрЂ, гораздо старЂйшихъ отъ его Королей Польскихъ, то есть: Черкаса, Крылова, Мишурина и стараго Кодака при рЂкЂ ДнЂпрЂ, Чигирина при ТясмикЂ, Умани при РóсЂ, Ладыжина и Чагарлыка при БугЂ, Могилева, Рашкова и Дубосара при ДнЂстрЂ, Каменнаго Затона и БЂлозерска у вершины Лимана. Изъ сихъ городовъ были иные провинціальными и областными Рускими городами чрезъ многіе вЂки. Но у него все это пустыня, и Князи Рускіе, выводившіе великія Флотиліи свои въ Черное море изъ рЂки ДнЂпра, то есть изъ самыхъ тЂхъ странъ, и воевавшіе на Грецію, Синопъ, Трапезонтъ и на самый Цареградъ съ войсками областей оныхъ, преданы имъ ничтожеству и забвенію; равно какъ и сама Малоросія возвращена кЂмъ-то изъ Польскаго владЂнія безъ усилія и добровольно, и бывшія при томъ, отъ войскъ Рускихъ противъ Поляковъ и ихъ Королей и посполитого рушенья, тридцать четыре кровопролитныя брани, не заслуживаютъ того, чтобы отдать сему народу и его вождямъ за подвиги ихъ и геройство должную справедливость. Однако, кто что ни говори, а всегда конецъ дЂло блажитъ. Пріиди и виждь!
















Предыдущая     Главная     СлЂдующая


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.