[Г. Конискій. Исторія Русовъ, или Малой Россіи. — М., 1846. — С. 1-21.]

Предыдущая     Главная     СлЂдующая






ИСТОРІЯ РУСОВЪ
или
Малой Россіи




Народъ Славянскій, произшедшій отъ племени Афета, сына Ноева  1, названъ Славянами по родоначальнику и Князю своему Славену  2, потомку Росса Князя внука Афетова  3. Онъ, переселясь изъ Азіи отъ временъ Вавилонскаго языковъ смЂшенія  4, сталъ обитать отъ горъ поясныхъ  5 или Рифейскихъ и отъ моря Каспійскаго на ВостокЂ, до рЂки Вислы и моря Варяжскаго на ЗападЂ, и отъ Чернаго моря и рЂки Дуная отъ Полудни, до СЂвернаго океана и Балтійскаго моря на СЂверЂ. Доказательствомъ тому есть Исторія Преподобнаго Нестора Печерскаго и его послЂдователей и предшественниковъ, ту Исторію писавшихъ, кои всЂ были Академики или Члены того главнаго  6 училища, которое во Славянахъ  7 заведено было въ городЂ Кіе†Кириломъ, философомъ Греческимъ, скоро по введеніи туда религіи  8 Христіанской. А взята она изъ книгъ Священныхъ библій и изъ  9 древней обширной библіотеки, въ Кіе†собранной, но въ нашествіе варваровъ и бывшія руины погибшей; оть чего и самыя училища крылись въ однихъ монастыряхъ и подземныхъ жилищахъ, даже до дней Рускаго избирательнаго Князя или Гетмана Сагайдачнаго и Митрополита Кіевскаго Петра Могилы, древнюю Академію Кіевскую возстановившихъ.

Не меньшимь доказательствомъ означенныхъ предЂловъ Славянскихъ суть опустЂлые города и развалины, Славянскимъ языкомъ называемые, и надписи, ихъ литерами и нарЂчіемъ писанныя на камняхъ, кладбищахъ и статуяхъ каменныхъ; тоже названіе рЂкъ, озеръ, горъ и улусовъ, въ степяхъ Крымскихъ, Заволжинскихъ и на остро†ТаманЂ, или древнемъ ТмутараканЂ находящихся; что все очевидно свидЂтельствуетъ Славянское тамо жительство. А замЂченные нЂкоторыми писателями въ тЂхъ предЂлахъ иноплеменные Славямамъ народы, какъ - то : Киммеріане или Готты, Маіоты  10, Гунны и другіе, наравнЂ съ ордами Понтійскаго Царя Митридата, были перехожія чрезъ Славянскую землю и иностранныя  11 колоніи, нашодшія съ Востока и СЂвера и по краткомъ здЂсь пребываніи удалившіяся въ страны полуденныя и западныя. Да и самые почитавшіесь за жильцовъ при Черномъ и Азовскомъ морЂ Греки и Генуэзцы  12, не что иное были, какъ купцы, поселившіесь съ согласія Славянъ на ихъ приморскихъ земляхъ ради обоюдной торговой пользы; а бывшія съ городами ихъ Херсономъ, Феодосіею и Босфоромъ у Славянъ войны, значать однЂ маловремянныя сосЂднія ссоры, кончавшіяся удовлетвореніями. /2/

Историки сопредЂльныхъ съ Славянами народовъ, Птоломей, Геродотъ, Страбонъ, Діодоръ и другіе, приписывая Славянамъ древность самую отдаленную, за 1610-ть лЂтъ до Рождества Христова извЂстную, говорятъ, что они, ведя съ сосЂдями безпрестанныя войны и преслЂдуя переходившихъ ихъ землю иноплеменныхъ народовъ, зашли и переселили колоніи свои за рЂку Дунай до моря Адріатическаго въ Иллиріи и отъ горъ Карпатскихъ до рЂки Одра; а на западныхъ берегахъ Балтійскаго моря оселили всю Померанію, ихъ нарЂчіемъ такъ названную. Но даютъ сіи Историки Славянскимъ племенамъ различныя названія, судя по образу ихъ жизни и виду народному, на прим. Восточныхъ Славянъ называли Скиθами или Скиттами по кочевой жизни и по частому переселенію съ мЂста на мЂсто; Полуденныхъ Сарматами по острымъ ящуринымъ глазамъ съ прижмуркою; и Русами или Русняками  13 по волосамъ; СЂверныхъ приморскихъ Варягами называли по хищничеству и по засадамъ, ожидающимъ прохожихъ; а въ срединЂ отъ тЂхъ живущихъ по родоначальникамъ ихъ, потомкамъ Афетовымъ, называли: по Князю Русу  14, Роксоланами и Россами, а по Князю Мосоху, кочевавшему при рЂкЂ Моск†и давшему ей сіе названіе, Москвитами и Мосхами: отъ чего впослЂдствіи и Царство ихъ получило названіе Московскаго и наконецъ Россійскаго.


Сами Славяне и того больше названій себЂ надЂлали. Болгарами называли тЂхъ, кои жили при рЂкЂ ВолгЂ; ПеченЂгами тЂхъ, кои питались печеною пищею; Полянами и Половцами живущихъ на поляхъ, или степяхъ безлЂсныхъ; Древлянами жильцовъ ПолЂсныхъ  15, а Козарами - всЂхъ таковыхъ, которые Ђзживали верхомъ на коняхъ и верблюдахъ и чинили набЂги; а сіе названіе получили наконецъ и всЂ воины Славянскіе, избранные изъ ихъ же породъ для войны и обороны отечества, коему служили въ собственномъ вооруженіи, комплектуясь и переяЂняясь также своими семействами, Но когда во время военное выходилн они внЂ своихъ предЂловъ, то другіе гражданскаго состоянія жители дЂлали имъ подмогу, и для сего положена была у нихъ складка общественная или подать, прозвавшаясь наконецъ съ негодованіемъ Дань Козарамъ.


Воины сіи, вспомоществуя часто союзникамъ своимъ, а паче Грекамъ, въ войнахъ съ ихъ непріятелями, переименованы отъ Царя Греческаго, Константина Мономаха, изъ Козаръ Козаками, и таковое названіе навсегда уже у нихъ осталось. Описываемыя жъ у нЂкоторыхъ писателей войны Славянъ съ ПеченЂгами, Половцами, Козарами и другими Славянскимн народами бывшія и безсправочно иноплеменничьими войнами называемыя, значатъ не иное что, какъ междоусобныя самихъ Славянъ брани за рубежи областные, за отгонъ скота и за другія притязанія и ссоры Князей ихъ произходившія; а ошибки оть историковъ произошли по множеству разныхъ названій, одному и тому же народу приписуемыхъ. /3/


Справедливость сего доказывается тЂмъ, что описанные выше пряло иностранные народы, т. е. Готты, Гунны и другіе, извЂстны по Исторіямъ и преданіямъ, откуда они вышли и куда пошли; а о сихъ ничего того нЂтъ, и какъ бы они съ неба опустились и въ землю вошли, не оставивъ и потомства своего; чего Исторія никакъ терпЂть не должна, яко баснословнаго.


Такимъ образомъ часть Славянской земли, отъ рЂки Дуная до рЂки Двины и отъ Чернаго моря до рЂки. Стыра, Случи, Березины и Донца, и СЂви  16 лежащая, получила названіе Русь, а народъ, на ней живущій, названъ Русами и Русняками  17 вообще. ВпослЂдствіи сія жъ самая земля дЂлилась названіемъ на Чермную или Червоную Русь по землЂ, производящей красильныя травы и червецъ въ странЂ полуденной, и на БЂлую Русь по великимъ снЂгамъ, выпадающимъ въ сторонЂ сЂверной. Провинціальныя дЂленія той земли были Княжества: Галицкое, Переяславское, Черниговское, СЂверское, Древлянское и главное или Великое Княжество Кіевское, которому всЂ другія подчинены были. Князья или Верховные начальники выбираемы были отъ народа въ одной особЂ, но на всю династію, и потомство выбраннаго владЂло по наслЂдію. Изъ сихъ Князей знатнЂйшіе по Исторіямъ: Каганъ, воевавшій Грецію и осаждавшій флотиліею своею и сухопутнымъ войскомъ столичный городъ Константинополь, спасшійся чудомъ Богоматери; Кій, основатель города Кіева и Княжества сего имени; побЂдоносные въ войнахъ Оскольдъ и Диръ, воевавшіе славно съ Греками и Генуэзцами на морЂ и сушЂ, разорившіе славные города Синопъ и Трапезонтъ, и поразившіе на голову воиска непріятельскія при рЂкЂ ОсколЂ; Игорь, избившій коварно Оскольда и Дира и самъ убитый Древлянами; Святославъ, покорившій себЂ Болгаръ Задунайскихъ и тамо жившій въ городЂ ПереяславцЂ, нъшЂшнемъ РущукЂ; и Владиміръ, первый крестившій всю Россію.


И сей Владимиръ, сверхъ означенныхъ Княжествъ, соединивъ всЂ другія Славянскія Княжества, раздЂлившіясь подъ разными названями между его братьями и родственниками, былъ одинъ надъ ними Самодержцемъ и назывался Великимъ Княземъ Рускимъ и Царикомъ надъ всЂми Князьями, и будучи могущественъ и страшенъ въ войнахъ, безпрерывно съ сосЂдями производимыхъ, сыскалъ отъ нихъ и оть народовъ отдаленныхъ отмЂнное уваженіе, почему всЂ Державы искали его дружбы, а для удержанія ея предлагали ему свои вЂры или религіи. Но онъ, извЂдавъ первЂе ихъ, основательно предпочелъ всЂмъ Христіанскую Греческаго или Іерусалимскаго исповЂданія, и въ 988 г. по Рождест†ХристовЂ, отправясь съ войскомъ къ приморскому городу Херсону, крестился тадю отъ Грековъ и женился на Греческой ЦаревнЂ АннЂ; а воротясь въ Кіевъ, крестилъ семейство свое и народъ. Прежде же крещенія всЂ Славяне имЂли вЂру восточныхъ язычниковъ, и признавая единаго Бога Вседержителя, почитали символомъ или жилищемъ его солнце, а орудіемъ гнЂва его громъ или перунъ. Почему и чествовали /4/ солнце воспаленіемъ огня, яко его образа, и вверженіемъ въ него начатковъ оть всего прозябаемаго, называя праздникъ сей Купалою.


Крещеніе Владимирово почитается третьимъ въ лЂтописяхъ Славянскихъ; первое у нихъ введено во дни Апостольскіе, благовЂстіемъ Апостола Андрея Первозваннаго, приплывшаго кораблемъ изъ Чернаго моря и рЂкою ДнЂпромъ къ той Кіевской горЂ, которая и по основаніи города Кіева всегда Андреевымъ холмомъ  18 называлась, и на которой послЂ создана во имя его церковь. Сей же Апостолъ рЂкою Десною былъ тогда и въ НовЂгородЂ СЂверскомъ, благовЂстилъ Евангеліе и почудился употребленію тамошнимъ народомъ бань своихъ, въ которыхъ, по словамъ его, разжигался каждый человЂкъ на подобіе раскаленнаго камня, сЂкъ себя хворостомъ до изможденія  19, а потомъ повергаясь съ журчаніемъ въ рЂчную воду, выходилъ оттуда живъ и бодръ, какъ бы никогда не разжиганъ  20 и не битъ. РЂки оныя до упадка Чернаго моря имЂли воды возвышеннЂй отъ нынЂшнихъ и пороги на ДнЂпрЂ не были открыты. Второе крещеніе произнела бабка Владимирова, Великая Княгиня Кіевская Ольга, которая сама крестилась въ ЦарЂградЂ и была наречена по крещеніи Еленою.


По кончинЂ Владимира Перваго, скоро кончилось и соединеніе Царства его. Сыновья и племянники Владимировы раздЂлили его на двЂнадцать Княжествъ, оставивъ однакоже по прежнему верховнымъ надъ всЂми Великое Княжество Кіевское, въ коемъ главнЂйшіе 21 отъ прочихъ Князей были: Ярославъ Владимировичь, распространившій и утвердившій Христіанство, сочинившій чрезъ избранныхъ мужей Рускіе законы, учредившій въ Кіе†главное училище Богословія и другихъ изящныхъ наукъ, съ обширною изъ Греціи выписанною библіотекою, и соблювшій  22 первенство свое со славою; Владимиръ Второй, названный Мономахомъ по дЂду его съ матерней стороны Императору Греческому, Константину Мономаху, по которому и онъ признамъ отъ Греческой Имперіи Царемъ Рускимъ и получилъ на то дЂдовскую корону, со всЂми другими Царскими регаліями. Но возставшія  23 раздЂломъ Княжествъ междоусобныя войны, за первенство и наслЂдство между Князьями всегда продолжавшіясь, первЂе ослабили Великое Княжество Кіевское, потомъ и совсЂмъ его разорвали, и съ 1161 года назвались  24 Великими Княжествами: Галицкое въ Чермнорусіи,  25 Владимирское на КлязьмЂ и наконецъ Московское по городу МосквЂ. Но и тЂ Княжества, славилися первенствомъ свіоимъ по 1238 годъ; а съ сего года нашествіе войною Мунгальскихъ Татаръ, подъ начальствомъ Хана ихъ Батыя, внука Чингис-Ханова, всЂ Княжества удЂльныя и великія разрушило почти до основанія; города ихъ и селенія разорены и многіе сожжены; Князья и воинства избиты, а оставшіесь разсЂялись по отдаленнымъ СЂвернымъ провинціямъ, и съ сего времени большая часть Рускихъ Княжествъ подпали Татарскому игу. И хотя Княжества опять возстановлены, но пребывали они съ Князьями /5/ своими въ подданст†Татарскихъ Хановъ, которые, взимая дань съ народа, поставляли въ нихъ Князей и ихъ перемЂняли по своему произволенію, что продолжалось по 1462 годъ, въ который Князь Московскій Иванъ Васильевичь, Третій сего имени, пользуясь слабостію Татаръ, изнемогшихъ междоусобными войнами и раздЂлами, отказалъ Хану Ахмату отъ  26 ежегодной дани съ народа и отъ  27 своего повиновенія; а внукъ сего Князя, Иванъ Васильевичь Четвертый, названный Грозный, совокупивъ многія Княжества Рускія во едино, въ 1547 году переименовалъ себя изъ Князя Царемъ и Самодержцемъ Московскимъ, и съ того времяни навсегда уже Царство Московское и его владЂтели симъ названіемъ титуловались, съ переименованіемъ наконецъ Царства Московскаго на Россійское, которое, для различія отъ Чермной и БЂлой Руси, называлось Великою Россіею; тЂ же  28 обЂ Руси вмЂстЂ названы тогда Малою Россіею.


Княжества Малой Россіи, претерпЂвъ въ нашествіе Батыя и его Татаръ въ 1240 г. большее отъ другихъ пораженіе, по мЂрЂ упорнаго имъ сопротивленія и кровопролитныхъ битвъ, разорены были также до основанія; Князья ихъ и воинство выбиты; города разрушены и сожжены, и народъ остался подъ игомъ Татарскимъ, а иной укрывался въ БЂлорусіи и землЂ Древлянской или ПолЂсіи; знатнЂйшія же фамиліи съ немногими Княжескими семействами удалились въ сосЂдственное Княжество Литовское, и тамо пребывая, многія соединились родствомъ съ владЂтельными и вельможескими фамиліями тамошними, и помощію сего подвигнули Литовскаго владЂтельнаго Князя Гедимина освободить ихъ землю отъ владЂнія Татарскаго и соединить ее съ своею державою подъ одно право и начальство.


Посему Гедиминъ Князь въ 1320 году, пришедши въ предЂлы Малоросійскіе съ воинствомъ своимъ Литовскимъ, соединеннымъ съ Рускимъ, состоявшимъ подъ командою воеводъ Рускихъ Пренцеслава  29, СвЂтольда и Блуда  30, да Полковниковъ Громвала, Турнила, Перунада, Ладима  51 и иныхъ, выгнали изъ Малоросіи Татаръ, побЂдивъ ихъ на трехъ сраженілхъ, и на послЂднемъ главномъ при рЂкЂ ИрпенЂ, гдЂ убиты Тымуръ и Дивлетъ, Князья Татарскіе, Принцы Ханскіе  32. За сими побЂдами возстановилъ Гедиминъ правленіе Руское подъ начальствомъ выбранныхъ отъ народа особъ, а надъ ними устроилъ намЂстникомъ своимъ изъ Руской породы Князя Ольшанскаго, послЂ котораго были изъ сей же породы многіе другіе намЂстники и воеводы; но знатнЂйшій изъ нихъ извЂстенъ Симеонъ Александровичь  33, воевода и Князь Кіевскій и Слуцкій, возобновившій въ 1470, году церкви и монастыри Кіевскіе, Батыемъ разоренные и болЂе двухъ сотъ лЂтъ опустЂлыми бывшіе. Права же и обычаи Рускіе не токмо подтвердилъ Гедиминъ тамошнему народу во всемъ ихъ пространствЂ, но ввелъ ихъ и въ своей землЂ вмЂстЂ съ письменами или грамотою Рускою; почему и доднесь въ Княжест†Литовскомъ видны по древнимъ архивамъ и у частныхъ особъ старыя /6/ привилегіи и другіе документы, писанные письмомъ Рускимъ, а коренное право Руское, извЂстное подъ именемъ судныхъ статей и собранное въ одну книгу, Статутъ называемую, переведено послЂ съ Рускаго на языкъ Польскій  34, что и въ самой той книгЂ при концЂ напечатано.


О таковомъ соединеніи Руси  35 съ Литвою хотя и повЂствуютъ нЂкоторые писатели, что яко бы Князь Литовскій Гедиминъ произвелъ его силою оружія своего, побЂдивъ при рЂкЂ ИрпенЂ Князей Рускихъ и ихъ воинство; но сіе послЂдовало съ Князьми Татарскими, а не Рускими, и переворотъ произшествія того внесенъ въ Исторію ошибкою весьма грубою; ибо извЂстно по всЂмъ лЂтописямъ и самимъ достовЂрнымъ преданіямъ и такъ сказать осязательнымъ, что по покореніи Ханомъ Татарскимъ Батыемъ всЂхъ Княжествъ Рускихъ, пребывали они во владЂніи Татарскомъ: Великоросійскія сЂ 1238, а Малоросійскія съ 1240 года, слЂдовательно Литовскому Князю въ 1320 году воевать было въ Руси не съ кЂмъ болЂе, какъ только съ Татарами; да и по самимъ  36 трактатамъ, привилегіямъ и пактамъ, соединяющимъ Рускій народъ съ Литвого и Польшею, видимо есть, что онъ соединялся и договаривался, яко вольный и свободный, а отнюдь не завоеванный. Хотя же и было нЂсколько войска Рускаго между Татарами, воевавшими съ Гедиминомъ, а между начальниками ихъ были конечно и отродки Княжескіе; но они принуждены были быть между ими по власти своихъ владЂтелей, воюл за ихъ интересы, вопреки своимъ, обыкновенно страха ради Татаръ, готовыхъ истребить семейства ихъ и жилища при малЂйшемъ подозрЂніи. А что точно обладали Татары Малоросіею наравнЂ съ другими Княжествами Рускими, о томъ, сверхъ записокъ и преданій, и сверхъ остатковъ руинъ, Татарами въ землЂ сей причиненныхъ, доказываютъ самые гербы ихъ Магометанскіе на древняхъ церквахъ и колокольняхъ подъ крестами остающіеся  37, то есть полумЂсячія, Магометанствомъ  33 за святость почмтаемыя  39, кои во время Татарскаго владЂнія одни  40 постановляемы были на тЂхъ зданіяхъ по ихъ принужденію, а по сверженіи ига Татарскаго оставлены они сначала въ подножіи креста на знакъ уничтоженія святыни Магометанской силою и знаменіемъ креста Господня; потомъ осталось сіе обычайнымъ употребленіемъ мастеровъ, кресты оные дЂлающихъ, ради ихъ украшенія,


Итакъ пребывая Малоросія въ совершенномъ единст†съ Княжествомъ Литовскимъ, оказала сему Княжеству великія и важныя услуги, ратоборствуя за него со многими непріятельствовавшими народами, а паче съ беэпокойными и заносчивыми Крыжаками, Ливонцами и Прусами, отъ коихъ многія учинены пріобрЂтенія въ пользу Княжества Литовскаго, во взаимность и благодарность Литовцамъ за помощь ихъ Малоросіянамъ противъ Татаръ. А когда сіе Литовское Княжество въ 1386 году чрезь Князя своего Ягайла  41, сына Ольгердова, а потомка Гедиминова, соединилось въ одну /7/ державу съ Королевствомъ Польскимъ посредствомъ супружества сего Князя съ Гедвигою, Королевою Польскою, наслЂдницею Польской короны, по которой и Князь оный, крещенный того года, Февраля 14-го дня, возведенъ и признанъ Королемъ Польскимъ подъ именемъ Владислава Перваго, то и Малоросія, подъ древнимъ названіемъ Руси, соединилась тогда вмЂстЂ съ Литвою въ Королевство Польское на трактатахъ и условіяхъ, равномЂрно с сЂмъ тремъ народамъ  42 служащихъ, въ которыхъ между пространными положеніями главное заключалось въ сихъ достопамятныхъ  43 словахъ: „Принимаемъ и соединяемъ, яко равныхъ къ равнымъ и вольныхъ къвольнымъ.“ Сіе постановленіе оть времяни до времяни каждымъ Королемъ при коронаціи подтверждаемо было подъ названіемъ Пакта Конвента; и на основаніи того по тогдашнему правительственному формулу учреждены въ трехъ оныхъ націяхъ три равные Гетмана, съ правомъ намЂстниковъ  44 Королевскихъ и верховныхъ военачальниковъ и съ названіемъ: одного короннымъ Польскимъ, другаго Литовскимъ, а третьяго Рускимъ.


На содержаніе Гетмановъ и другихъ важнЂйшихъ урядниковъ опредЂлены староства или 45 ранговыя деревни и прочія угодья, а для резиденціи Малоросійскаго Гетмана назначенъ городъ Черкасъ  46, пониже Кіева, надъ ДнЂпромъ лежвщій; провинціальное же дЂленіе земли было на воеводства и повЂты, и Рускихъ воеводствъ учреждено тогда четыре: Кіевское, Брацлавское, Волынское и Черниговское, совмЂстно съ СЂверіею, названною СЂверія Дукатусъ. Чины правительственные и самые Гетманы съ урядниками городскими и земскими, выбираемы были изъ рыцарства вольными голосами и утверждаемы Королемъ и Сенатомъ; а Сенатъ составлялся изъ особъ, выбранныхъ Сеймомъ или общимъ собраніемъ, которое составляли Депутаты, посылаемые отъ народа, состоявшаго тогда изъ трехъ классовъ: шляхетства, духовенства и поспольства.

Шляхетстио, по примЂру всЂхъ народовъ и державъ, естественнымъ образомъ составлялось изъ заслуженныхъ и отличныхъ въ землЂ породъ и всегда оно въ Руси. именовалось рыцарствомъ, заключающимъ въ себЂ Боляръ, произшедшихъ изъ Княжескихъ фамилій . урядниковъ по выборамъ, и простыхъ воиновъ, называемыхъ Козаками по породЂ  48, кои производя изъ себя всЂ чины выборами и ихъ по прошествіи урядовъ возвращая въ прежнее званіе, составлялн одно рыцарское сословіе  49, искони тако самымь ихъ Статутовымъ правомъ утвержденное, и они имЂли вЂчистою  50 собственностью своею однЂ земли съ угодьями, а поспольствомъ владЂли по правамъ и рангамъ, и повикность посполитыхъ была установлена правами. А владЂвшіе ими въ отношеніи власти ихъ надъ поспольствомъ, считались и назывались отчичами или вотчинниками, отъ слова  61 и власти, взятыхъ по древнимъ Патриціямъ, то есть отцамъ народнымъ, управлявшимъ первоначальными  52 семействами и обществами народными, съ кротостію и характеромъ отеческими.

Духовенство, выходя изъ рыцарства по избраніи достойныхъ, /8/ отдЂлялось только на службу Божію, а по земству имЂло одно съ ними право.

Въ поспольст†считались живущіе въ городахъ купцы и мЂщане, а по селеніямъ свободные міряне, войсковые оклады  53 платящіе, и подданные Боляръ и урядниковъ. ВсЂ они подчинены были своимъ Магистратамъ и Ратушамъ, въ коихъ засЂдали выбранные отъ нихъ Войты и Лавники, и судились по правамъ Магдебургіи, издавна въ ПольшЂ введеннымъ. При таковыхъ гражданскихъ постановленіяхъ и религія Руская Греческаго или Іерусалимскаго исповЂданія уравнена съ Римскою Католическою на одинакія права и преимущества, яко свободная и союзница, и утверждена привилегіями Королевскими и Сеймовыми Конституціями  54.


Полуденная часть Руси или Малоросіи  55 т. е. Галиція, съ своими округами, не принадлежитъ въ составъ нынЂшняго Малоросійскаго съ Польшею соединенія; ибо она послЂ нашествія Батыя съ Татарами и по ослабленіи и истребленіи Князей тамошнихъ, переходила первЂе изъ рукъ въ руки то къ Венгерскимъ, то къ Польскимъ Королямъ; наконецъ досталась совсЂмъ ПольшЂ по притязанію наслЂдственному Королей тамошнихъ, женившихся на Княжнахъ Рускихъ Галицкихъ. И Король Польскій Казимиръ Третій или Великій, въ 1339 году завладЂлъ безпрепятственно главнымъ ея городомъ Львовомъ, Княземъ Кіевскимъ, Львомъ Даниловичемъ, построеннымъ, и всею тою страною. Забравъ въ замкахъ ихъ безсчетныя суммы и неоцЂненныя драгоцЂнности, какъ бы въ приданое своей посесіи, присоединилъ ее къ ПольшЂ подъ одинакое съ нею право, и раздЂлилъ тогда же на губерніи или воеводства. Почему весьма ошибаются тЂ писатели, кои, приписывая все завоеваніямъ Польскимъ, полагаютъ за одно нынЂшнее соединеніе съ Польшею Литвы и Малоросіи съ прежнимъ непосредственнымъ завладЂніемъ Польшею Галиціи, которая въ семъ соединеніи, въ договорахъ и пактахъ, при томъ заключенныхъ, не имЂла никакого участія. Однако Казимиръ Великій, соединяя Галицію съ Польшею, убЂжденъ бывши справедливостію и уважая Венгерцевъ, всегда за нее интересовавшихся, уравнилъ во всЂхъ преимуществахъ шляхетство и народъ тамошній съ шляхетствомъ и народомъ Польскимъ, а равномЂрно и религію Рускую Греческаго исповЂданія съ религіею Католическою Римскою, и утвердилъ все то своими привилегіями и пактами. И сія часть Малоросіи, такъ же какъ и вся оная земля, никогда оружіемъ Польскимъ покорена не была, а только помощію Польскою и Литовскою освобождена отъ другихъ владЂтелей и притязателей, каковы были Татары и Венгерцы. Доказательствомъ тому есть между прочимъ привилегія Короля Казимира Великаго, въ 1339 году, Марта 17-го дня состоявшаясь, такого содержанія: „Обачивши утыски и фрасунки люду Рускаго, оскудЂлаго Ксенжентами тутешними и якъ ихъ нивЂчать Кроли Венгерскіе, отродки нахалъныхъ Беловъ и Коломановъ, якіи издавна землю ону собЂчили и нищили безъ /9/ слушныхъ причинъ але начальствомъ и здрадами, обороняемъ и приврочуемъ людъ той къ Держави и Королевству нашему Польскому на вЂчныя времяна, яко жь есть онъ намъ единоплеменъ, отъ одной крови нашей Сарматицкой, порожонцы, и намъ тежъ кревною посесіею принадлежный, поневажъ мы отъ предковъ нашихъ и Кнажни Галицкой урождены есьмы, и прет о уставуемъ, жебы земля Галицкая зъ ея ксенженствами подЂліоная на воеводствы и повяты, прилучона и зъедночона зоставала за Короною и Державою Польскою вЂчно и безъ поврученя, и жебы оборона ей была певна и не одмовна. Рыцарству же Рускому, віосками и околицами мЂшкаючему, мЂти права свои и свободы на добра и набытья зупельне, якъ се установлено шляхетному Рыцарству Польскому, зъ якымъ едночитися тымъ, якъ зъ ровными  56 и свободными во вшелякихъ  61 справахъ и урядахъ, и выборы судовыи чинити и вныхъ судитись по еднему праву, коронному  58 Польскому. Тежъ и поспольству бути на однихъ правахъ и повинностяхъ зъ поспольствомъ Польскимъ. А належите до вЂры, альбо Религіи Католической Руской, то мЂти ее водномъ поваженню зъ Религіею Католичеекою Польскою, яко ся здавна такъ они були; а диспута о едносцяхъ  59 ихъ належе до капланства, а не до мирского люду, якимъ бути мендзы собо злагодне и боронити ойчизну и вшелякій интересъ ей справовати куждему въ своей вЂрЂ свободне и безъ зневаги.“

По соединеніи Малой Россіи съ Державою Польскою, первыми въ ней Гетманами оставлены потомки природныхъ Князей Рускихъ, СвЂтольдовъ, Ольговичевъ или Олельковичевъ и Острожскихъ, кои по праву наслЂдства, признанному и всегда уважаемому отъ Королей Польскихъ и Великихъ Князей Литовскихъ, правительствовали своимъ народомъ  60 уже въ качест†Гетмановъ и воеводъ по конституціямъ Королевства, а не по достоинствамъ Княжескимъ. И сіе продолжилось до пресЂченія ихъ Династій въ мужеской линіи, что и въ Литовскомъ Княжест†съ тамошними Княжескими фамиліями устроено было и такъ же продолжалось. Изъ сихъ гетмановавшихъ Князей Рускихъ Венцеславъ СвЂтольдовичь, защищая воинствомъ своимъ общее Королевство Польское отъ страшныхъ тогда НЂмецкихъ Крыжаковъ, разширявшихъ завоеванія свои при берегахъ  61 Балтійскаго моря, оказалъ первому Королю своему, Владиславу Ягайлу  62, и всему его Королевству знатныя услуги. И когда въ 1401 году отъ Магистра Крыжацкаго Магнуса, послЂ многихъ съ нимъ сшибокъ и перемирій, присланы къ Королю Владиславу съ нарочитымъ посланникомъ два окровавленные меча, означающіе по тогдашнему рЂшительную и жестокую войну и вызовъ на оную, то Венцеславъ, по повелЂнію Королевскому, соединясь съ воинствомъ Польскимъ и Литовскимъ, имЂвъ притомъ своего войска тридцать семь тысячь, при воеводахъ Ольговичу и Острогету, да при полковникахъ: Рогдаю, Полеличу, Громвалу, Колядичу и КупалдЂю, наступилъ съ ними на Крыжаковъ около /10/ городка Динабурга, и между тЂмъ, какъ они по НЂмецкимъ своимъ строямъ поворачивались и были во всегдашнихъ движеніяхъ и оборотахъ, Венцеславъ позади своихъ войскъ провелъ знатную часть пЂхоты подъ начальствомъ Рогдая къ низкому берегу рЂки Двины, и оттоль вломившалсь пЂхота въ средину стана Крыжацкаго, ударила на нихъ Рускими своими копьями въ тылъ и во всЂ стороны, и привела ихъ въ смятеніе, а окружавшія войска напали тогда на нихъ со всЂхъ сторонъ и сдЂлали рЂшгателъное имъ пораженіе, такъ что сочтено ихъ убитыми и въ плЂнъ взятыми до пятидесяти тысячь. Запасы и снаряды со всЂмъ станомъ достались въ добычу побЂдителямъ, и такимъ образомъ надолго Крыжаки оные усмирены.

Король Владиславъ, бывъ чрезвычайно доволенъ и признателенъ къ такимъ важнымъ услугамъ  63 Гетмана Венцеслава и всего Рускаго воинства, наградилъ ихъ разными почестями и подарками; а когда отъ чиновъ Литовскихъ учинены нЂкоторыя попытки на преимущества и имЂнія чиновъ Рускихъ и ихъ рыцарства, то онъ, по представленію о томъ Гетмана въ 1409 году, АпрЂля 13 дня, издалъ подтвердительнуго привилегію на пакты  64 соединенія, и она есть слЂдующаго содержанія: „Промышленіемъ Божескимъ и доброю волею нашею и становъ нашихъ народныхъ, зъедночивши мы ДЂдычное княжество наше Литовское и подлеглыя ему отъ своей воли княжества Рускія зъ народомъ и королевствомъ Польскимъ, установили есьмо на те и подписали достаточныя пакты едноченя. Але нЂкоторые чины Литовскіе, якъ ся ускаржано намъ отъ Гетмана Рускаго, не уймуются ничовать зупельной едности зъ ними чиновъ Рускихъ и шляхты тутейшой побытомъ вызволеня ихъ отъ ярма Татаровъ. И пре то мы уставуимъ и повторЂ стверждаемъ ухундованы  65 и укрЂплены пакты зъ едноченя народу Рускаго зъ народомъ Польскимъ и Литовскимъ, и буты имъ яко ровный зъ ровными и вольный зъ вольными вЂчнЂ и непреложнЂ, и права свои Рускіи тримати безъ прешкоды, якось они слушны есть и за тымъ пріенты въ Княжеству нашемъ Литовскимъ заедне зъ письмомъ  66 Рускимъ, альбо Славянскимъ  67, и по нимъ всЂ суды мЂты и справы одерживати и добрами своими дЂдычными и набытыми обладати и якъ хотя оборочати не оупречне  68 и ,безъ прешкоды иншими правами. Тежъ и лицарству Рускому зъ лицарствомъ Польскимъ и Литовскимъ едность держаты, ико ровный зъ ровнымъ, на каждыхъ справахъ и урядахъ, безъ жадной упреки и неваги. А претензіи альбо докоры о давнимъ поратунку люду Руского отъ ярма Татарского найбарзЂй ничуемъ и касуемъ, яко ты справы знатне одплачоны и одслужоны лицарствомъ Рускимъ противъ супостатовъ Литовскихъ зрадливыхъ Ливонцовъ и тыхъ нестатечныхъ Крыжаковъ и иншихъ наступцовъ на ойчизну, одъ якихъ Русняки слушно насъ оборонили  69 и головы свои на плацу положили, и за докору ихъ сроги кары и навязки на виновайцовъ укладамы.“ /11/


По кончинЂ Короля Владислава Ягайлы наслЂдовалъ сынъ его старшій, Владиславъ Второй, прозванный Ягелономъ. Онъ коронованъ 1434 года, и первымъ попеченіемъ имЂлъ храненіе и утвержденіе постановленій отца своего, по которымъ въ Княжества Рускія, раздЂленныя на воеводства и повЂты, подтвердилъ выбранныхъ изъ тамошнихъ княжескихъ и шляхетскихъ фамилій Воеводъ, Кастеляновъ, Старостъ и Судей  70, со всЂми другими урядниками, сравнивая ихъ и все шляхетство или рыцарство Руское честію и вольностію съ Польскими чиновниками и шляхтою, что хранить и наслЂдникамъ своимъ присягою утвердилъ, изданною въ 1435 году. Марта 7 дмя, привилегіею своею тако узаконилъ: „Воеводства Рускія зъ рицерствомъ и народомъ тутешнимъ поставляемъ и утверждаемъ на тыхъ правахъ, привилегіяхъ и вольностяхъ, якія имъ одъ отца нашего поставлены и утверждены при зъединоченю добровольномъ Руси и Литвы зъ Державою Польскою, и да не важять нихто въ оныхъ воеводствахъ нашихъ ничевати правъ ихъ и привилеевъ въ дЂлахъ земскихъ и рицарскихъ, тежъ и въ религіяхъ отеческихъ наслЂдованныхъ добрая воля и свобода да не отъемлется, ни насилуется, и рицарство шляхетское Руское зъ рыцарствомъ шляхетскимъ Польскимъ и Литовскимъ, и тЂ народы зупельне зъединочатся, яко ровный зъ ровнымъ и свободный зъ свободнымъ, и яко единоплеменны суть и доброю волею едность свою ухундовали и укрЂпили вызволившися одъ ярема Татарского общею ратію Рускою, и Литовского предъ Гедимина праотца нашего, и теперь въ имЂніяхъ своихъ и побыткахъ да имутъ Русняки свободу и волю свого не преслЂдовану и не насилуему, и судятся въ нихъ одъ самихЂ себя; а въ суды земскіе и градскіе избираютъ судей и урядниковъ вольными голосами по правамъ своимъ и статутамъ, якіе утверждаемъ и заховуемъ на вЂчныя времена и за посесоровъ нашихъ о нихъ ручаимся.“


По сей привилегіи и по пактамъ соединенія Короли Польскіе: Казимиръ Четвертый, братъ Владиславовъ, Янъ Албрехть и Александръ, сыны Казимировы, права оныя присягали, при коронаціяхъ подтверждали, а другіе по нихъ бывшіе Короли, какъ то: Жигизмунты и прочіе привилегіями своими ихъ возобновляли.


Король Владиславъ Ягелонъ Второй, утвердивъ распоряженія гражданскія внутреннія, принялся за дЂла внЂшнія воинственныя. Но въ сихъ столько былъ счастливъ и удаченъ, сколько имЂлъ въ нихъ превратностей, и политика его, то бодрственная, то безпечная, упала, наконецъ на главу его, вскруженную высокомЂрнымъ духовенствомъ Римскимъ. Онъ въ 1435 году чрезъ пословъ своихъ подтвердилъ миръ съ Турками, прекративъ преждебывшія съ ними пограничныя распри и несогласія. Султанъ ихъ Амуратъ Первый, имЂвши тогда войну съ Цесаремъ НЂмецкимъ за Сербію и Венгрію, просилъ Короля убЂдительно взять между ими посредничество и помирить ихъ въ ихъ распряхъ или сдЂлать ему помощь въ войнЂ /12/ оной; за что обЂщавалъ ему великія суммы, либо уступку въ областяхъ своихъ, сопредЂльныхъ съ Польшею. Король отъ всего того отказался, а въ 1439 году взялъ сторону Венгерцевъ, и выступивъ съ арміею своею противъ Турковъ, разбилъ ихъ дважды въ Трансильваніи, а наконецъ сошедшись съ Султаномъ на границахъ Венгерскихъ, побЂдилъ и его на главномъ сраженіи не далеко оть рЂки Дуная, принудивъ Султана съ остаткомъ разбитой арміи своей ретироваться за Дунай. Плодомъ сихъ побЂдъ было то, что Венгерцы признали Владислава своимъ Королемъ, чЂмъ и былъ онъ у нихъ дЂйствительно чрезъ пять лЂть. Султанъ, такъ же признавъ его въ семъ достоинствЂ, уступилъ ему всЂ свои претензіи на Венгрію, а Король опять заключилъ съ Султаномъ миръ и утвержденъ оный съ обЂихъ сторонъ клятвами и трактатами; и за симъ награждая онъ свое воинство, сдЂлалъ великія пожалованія и надачи чинамъ и войску Рускому, отлично содЂйствовавшему во всЂхъ его побЂдахъ; а было ихъ въ сихъ походахъ сорокъ три тысячи семь сотъ чедовЂкъ подъ командою воеводъ : Кіевскаго СвЂтольдовича и СЂверскаго Ольговскаго, да полковниковъ: Блудича, Дулепы, Претича, Станая, Бурлія и Артазія, коимъ, между другими дарами Королевскими, жаловалы отъ него гербы и золотые коряки на поворозахъ, то есть на шнурахъ шелковыхъ, повЂшенныхъ черезъ плечо и подобныхъ нынЂшнимъ эксельбантамъ или кавалеріямъ.

Миръ оный не долго продолжался, и Король въ 1444 году нарушилъ его самымъ вЂроломнымъ и постыднымъ образомъ. Папа Римскій Евгеній IV-й, знавъ отвагу Королевскую и храбрость его воинства, впервые почти побЂдившаго такъ громко силы Турецкія, страшныя до того всей ЕвропЂ, подговорилъ Короля опять напасть на Турковъ, воевавшихъ тогда съ Венеціянами и Далмацкими народами, которые, бывъ христіанами Греческаго исповЂданія, просили Папу о вспоможеніи имъ противу Турокъ, обЂщеваясь за то принять его религію и верховное надъ собою Іераршество. Король отговаривался долго великимъ для него порокомъ и тяжкимъ грЂхомъ за вЂроломство и нарушеніе клятвъ, учиненныхъ съ Султаномъ Турецкимъ при заключеніи съ нимъ недавняго мира. Но Папа буллою своего разрЂшилъ Короля отъ всЂхъ клятвъ и обязанностей его съ Турками, увЂряя, что клятвы съ невЂрными ничего не значать и Христіане отъ нихъ всегда могутъ быть свободны. Въ дополненіе къ тому прислалъ онъ своего легата, Кардинала Іульяна Чезарини, къ Королю съ хорошимъ мЂшкомъ золота, который никогда съ нимъ не разлучался, а Король, собравъ заразъ достаточныя силы, и не извЂщая о томъ Султана, выступилъ въ его провинціи, и проходя ихъ прямо непріятельски, переправился за рЂку Дунай, направляя походъ свой къ городу Адріанополю. Султанъ, свЂдавъ о нашествіи на области его Короля Польскаго съ арміею своею явною войною, безъ объявленія на то причинъ, протестовался народамъ, его окружавшимъ, свидЂтельствовался небомъ и землею, /13/ воздЂвая къ нимъ руки, и наконецъ клялся всЂмъ, что есть святЂйшее въ мірЂ, что онъ не подалъ никакихъ причинъ къ нарушенію съ Поляками мира и торжественныхъ клятвъ, его утверждавшихъ, и заключилъ такимъ изреченіемь : „ПрезрЂли Гяуры своего Бога, споручителя мирныхъ условій; призову жь и я Его въ свою помощь!“


Между тЂмъ, какъ Король Польскій выбиралъ себЂ дорогу къ Адріанополю, второй столицЂ Султанской, и воображалъ притомъ о множест†корыстей тамошнихъ, могущихъ достаться ему въ добычу, Султанъ Амуратъ, прошедъ скоропостижно со многочисленною арміею Балканскія горы, засталъ Короля и армію его около города Варны. Сраженіе началось и продолжалось съ крайнимъ ожесточеніемъ Турковъ, злобившихся на Поляковъ за наглое нарушеніе ими мира, и съ примЂрнымъ мужествомъ войскъ Польскихъ, окураженныхъ прежними побЂдами. Султанъ безпрестанно разъЂзжалъ по своей арміи и ободрялъ воиновъ помощіею своего Аллаха, мстителя вЂроломства, котораго неумолкно призывалъ; а Король, также разъЂзжая по своимъ войскамъ, поощрялъ ихъ благословеніемъ СвятЂйшаго Папы и присутствіемъ его Кардинала. Наконецъ поборники Аллаховы превозмогли послЂдователей Папскихъ. Армія Польская была разбита и разсЂяна, Король убитъ, а Кардиналъ бросился въ рЂку, съ намЂреніемъ переплыть ее на лошади; но золото, наполнявшее его карманы и отяготившее сего всадника, погруаило его на дно рЂчное и съ нимъ вмЂстЂ погибло. Войска Рускія бьгли на семъ сраженіи въ числЂ тридцати тысячь подъ начальствомъ воеводы своего Ольговскаго, и полковниковъ Тризны, Гудима, Бурлія, Станая, Претича и иныхъ. Они, по разбитіи всей Польской арміи, спасались въ Булгарію, а народы тамошніе, бывъ Русинамъ единовЂрны и единоплеменны, изъ Славянскаго рода отъ рЂки Волги изшедшіе, давали имъ безопасныя у себя убЂжища и проводили ихъ скрытыми путями за рЂку Дунай; но изъ нихъ до половины чиновниковъ и рядовыхъ пало на сраженіи.


Во дни Короля Александра, сына Казимира Четвертаго, а брата Албрехтова, пресЂклась мужеская линія Князей Рускихъ въ послЂдней отрасли ея, Князю Семеону Олельковичу; и по силЂ постановительныхъ конституцій Королевства, въ 1506-мъ году избранъ отъ рыцарства первый Гетманъ Рускій, Пренцлавъ Лянцкоронскій, изъ фамиліи Сенаторской, зять Князя Острожскаго, и свойственникъ Короля Александра, за которымъ была въ супружест†Елена, также Княжна Руская, названная отъ Поляковъ схизматичкою, и за тЂмъ  71, не коронованная. Сей Гетманъ оказалъ для Королевства Польскаго великія и важныя услуги, побЂдивъ на трехъ сраженіяхъ Турковъ, Татаръ и Волоховъ, нападавшихъ на Галицію и Волынь и стремившихся во внутренность Польши къ столичному городу Кракову. Плодомъ сихъ побЂдъ было отобраніе отъ Турковъ и Татаръ Малоросійскихъ земель около ДнЂстра и при устьи ДнЂпра, отъ временъ /14/ нашествія Батыева захваченныхъ. Для охраненія навсегда отъ нихъ границъ сего края, учреждена тогда изъ Козаковъ Малоросійскихъ сильнал стража между Бесарабіи и Крыма, надъ рЂкою ДнЂпромъ, пониже пороговъ или за порогами, на сей рЂкЂ имЂющимись, гдЂ Козаки, ради всегдашняго пребыванія, подЂлали укрЂпленія или редуты, названные засЂками отъ сЂченія деревъ, на палисады употребленныхъ. Оть чего въ послЂдствіи Козаки, тамо засЂвшіе, названы Запорожскими Козаками; мЂсто же пребыванія ихъ названо СЂчыо Запорожскою, и Козаки первые перемЂнялись другими, изъ жилищъ ихъ командированными. Наконецъ, принимая приходящихъ къ нимъ охотниковъ изъ холостыхъ Козаковъ, ловлею звЂрей и рыбы, а не меньше добычею заграничною споваженныхъ, составили многолюдное общество Козацкое; а что бы имъ не мЂшало ничто быть готовыми ко всякимъ предпріятіямъ, рЂшились сіи Козаки оставаться навсегда безженными. Такимъ образомъ завелась СЂчь Запорожская, и замЂнила прежнюю стражу пограничную. Правительство, признавши ихъ полезными, учредило между ими по ихъ выборамъ старшинъ и главнаго Атамана, Кошевымъ названнаго, и оставила по прежнему въ командЂ Гетмана Малоросійскаго, коему они и мЂсто ихъ пребыванія принадлежали всегда. Для содержанія же и снабженія войска сего наданы и отведены ему достаточныя земли Малоросійскія, съ угодьями по обЂимъ сторонамъ ДнЂпра и пороговъ, между рЂчекЂ Конской, Самары, Калміуса, Ташлика и Буга.


По ГетманЂ Лянцкоронскомъ выбранъ въ Гетманы Князь Дмитрій Вишневецкій, и онъ бывши Гетманомъ во время мирное, славился гражданскими добродЂтельми, поправлялъ разоренные города и публичныя зданія, наблюдалъ за правосудіемъ и правленіемъ земскихъ и городскихъ урядниковъ, возбуждалъ народъ къ трудолюбію, торговлЂ и хозяйственнымъ заведеніямъ, и всякими образами помогалъ ему оправиться послЂ разорительныхь войнъ, и за то все почтенъ отцемъ народа. Въ его время зимою случилосъ прорваться между стражею пограничною Крымскимъ Татарамъ въ нижнюю Подолію, называемую Побережье. Они тамо разграбили нЂсколько мЂстечекъ подъ часъ ярманковъ и угнали не мало скота; но какъ дЂлали они сіе хищнымъ образомъ, такъ что военныя команды нигдЂ настичь и схватить ихъ не могло, то поражены они самою судьбою, или нечаянною жестокостію воздушныхъ стихій. Когда возвращались они въ свои улусы съ обыкновенною торопливостію, захватилъ ихъ въ степяхъ необычайный снЂгъ съ страшною вьюгою или фугою, отъ чего они ни Ђхать, ни пути своею видЂть не могли, а принуждены стоять по шею въ снЂгу. СдЂлавшійся послЂ того жестокій морозъ съ вЂтромъ возвЂщалъ имъ неминуемую гибель, и они, порЂзавши своихъ лошадей и скотъ, повлазили въ ихъ туловища и искали спасенія въ слабой и краткой сей теплотЂ, но всЂ до послЂдняго тамъ погибли, и найдено ихъ по веснЂ болЂе четырехъ тысяхь труповъ.

По кончинЂ Гетмана Князя Вишневецкаго въ 1514 году выбранъ /15/ Гетманомъ Князь Евстафій Ружинскій который, въ молодыхъ лЂтахъ обучаясь и вояжируя долго въ чужихъ краяхъ, а паче по Германіи и Франціи, пріобрЂлъ въ разныхъ наукахъ, особливо въ военной, великое знаніе. Первымъ его стараніемъ было произвесть въ Малоросіи реформу войскамъ и устроенію ихъ другимъ отъ прежняго  72 образомъ. Войска сіи по древнему заведенію считались въ жилищахъ своихъ по околицамъ изъ одного селенія, и по куренямъ, ивъ нЂсколькихъ вмЂстЂ селеній составленнымъ, и назывались всЂ жильцы вообще куренною или околичною шляхтою, служивые изъ нихъ старые товариствомъ, а молодые Козаками. Курени и околицы управлялись выбранными изъ нихъ Атаманами и товарищами, кои и маловажныя ихъ распри разбирали и мирили  73 ихъ; а по земскимъ спорамъ и тяжбамъ и по важнымъ дЂламъ  74 разбирались и судились въ повЂтовыхъ и городскихъ судилищахъ. По службЂ жь вЂдомы были хорунжими повЂтовыми, отъ которыхъ чинились смотры и описи Козакамъ и ихъ вооруженію, и у нихъ блюлись знамена или хоругвы повЂтовыя, подъ стражею товарискою, на коихъ гербы были, съ одной стороны повЂтовый, а съ другой національный. Но когда надобно было собираться войску для походовъ, то отъ хорунжихъ оповЂщано по куренямъ, чтобы собиралось войско на назначенныя верховнымъ начальствомъ сборныя мЂста, каковыми часто бывали БЂловЂжъ за НЂжиномъ и Крыловъ за ДнЂпромъ, и иные, гдЂ изъ собравшихся Козаковъ и товариства составлялись полки и сотни, и въ нихъ избирались вольными голосами всЂ чиновники высшіе и нижніе, кои въ тЂхъ чинахъ считались только во время службы или походовъ, а по возвращеніи въ жилшца обращались въ прежнее состояніе съ названіемЂ товарищами, то есть заслуженными и съ увагою въ голосахъ, коими отъ другихъ преимуществовали. Такое древнее заведеніе поводомъ было ко многимъ своевольствамъ и злоупотребленіямъ Козацкимъ. Они собирались часто безъ позыву хорунжихъ, а паче въ мЂстахъ пограничныхъ, выбирали начальниковъ, составляли полки такъ называемые охочекомонные, и чинили набЂги въ Турцію, Молдавію и Крымъ подъ предлогомъ освобожденія плЂнниковъ изъ неволи, а въ самомъ дЂлЂ для полученія добычи, отъ чего многія съ тЂми народами заводились ссоры и самыя войны.


Гетманъ Ружинскій, по изволенію Кородя Сигизмунда Перваго, пресЂкая своевольства и нестроенія, учредилъ въ Малоросіи двадцать непремЂнныхъ Козацкихъ полковъ, въ д†тысячи каждый, названъ ихъ по знатнЂйшимъ городамъ, какъ-то: Кіевскій, Черниговскій, СЂверскій, Переяславскій, Каневскій, Черкаскій, Чигиринскій, Уманскій, Корсунскій, Бряцлавскій, Калжинскій  75, Кропивянскій, Острянскій, Миргородскій, Полтавскій, Гадяцкій, НЂжиискій, Лубенскій, Прилуцкій и Винницкій. Каждый полкъ раздЂлилъ на сотни, названныя такъ же по городамъ и мЂстечкамъ. Во всякій полкъ опредЂлилъ выбранныхъ товариствомъ и Козаками изъ заслуженныхъ товарищей полковниковъ, /16/ сотниковъ и старшинъ полковыхъ и сотенныхъ, кои оставались въ чинахъ на всю уже ихъ жизнь и завели съ тЂхъ поръ чиновное въ Малоросіи Шлехетство, или такъ сказать наслЂднее Болярство, зависЂвшее прежде отъ выборовъ и заслугъ, по примЂру всЂхъ другихъ народовъ и земель благоустроенныхъ Христіанскихъ. Полки оные наполнены тогда и впредь наполняемы были выбранными изъ куреней и околицъ Шляхетскихъ молодыми Козаками, записанными въ реестръ военный до положеннаго на выслугу срока, и отъ того названы они реестровыми Козаками; половина ихъ конная изъ каждаго полку всегда содержала въ полЂ, а другая пЂшая содержала въ городахъ гарнизоны, и при надобности вспомогала и комплектовала первыхъ. ОдЂяніе и вооруженіе положено у нихъ легкое и одинакое, и они его по образцамъ исправляли. Въ мирное время изъ собственнаго имЂнія, и пропитаніе имЂли оть домовъ своихъ; а на случай войны и походовъ положено жалованье изъ скарбу Малоросійскаго каждому Козаку по червоному въ годъ и по кафтану тузынковому на два года, а иногда и по кожуху. Старшинамъ сотеннымъ вдвое противъ Козака, а сотникамъ вдвое противъ старшинъ; полковники же, старшины генеральные обозные и старшины полковые, имЂли опредЂленныя ранговыя деревни, и другія наддачи. Артилерія, обозы и въюки съ запасами, провіантомъ и фуражомъ снаряжались отъ скарбу и поспольства. Оружіемъ были, у конницы копья, стуцеры, пистолеты и сабли, а у пЂхоты ружья, копья и кинжалъ, кои выписывали и доставали изъ Швеціи и Турціи.

Экзерциція въ войскЂ оставалась старинная съ поправкою, и обыкновенный маршъ колонный назывался иттить сакмою. Для марша въ опасности строились въ треугольникъ, а изъ него построитъ фронть значило становиться въ лаву; но для атаки, а паче для обороны, устроена вновь сильная изъ трехъ ширингъ батава, похожая во всемъ на древнюю Греческую, а потомъ Римскую фалангу, которая во всей ЕвропЂ введена подъ именемъ батальона де каре; построеніе конницы въ пЂхоту равнялось нынЂшнему драгунскому пЂшему строю. Для помЂщенія охотниковъ или волонтеровъ, всегда собиравшихся изъ убожи или такъ называвшихся гултаевъ, устроено пять полковъ охочекомонныхъ, называвшихся по фамиліямъ полковниковъ, производимыхъ Гетманами, и они содержаны на стражЂ пограничной, въ низу рЂкъ Самары, Буга и ДнЂстра, и получали ежегодно небольшое жалованье, а больше довольствовались звЂриною и рыбною ловлею; за поведеніе ихъ отвЂчали полковники; число же ихъ не опредЂлено, но полкъ считался не болЂе пяти сотъ человЂкъ.


По устроеніи такимъ образомъ войска Малоросійскаго, когда въ 1516 году Ханъ Крымскій Меликъ - Гирей, по союзу его съ Княземъ Московскимъ Василіемъ Ивановичемъ, шелъ войного на Польшу и Малоросію, то Гетманъ Ружинскій съ войсками Малоросійскими и Польскими, по повелЂнію Короля Жикгимунта, /17/ гимунта, выступя къ нему навстрЂчу, и сошедшись на границахъ Малоросійскихъ надъ рЂкою Донцемъ, при городЂ БЂлгородЂ, далъ себя атаковать Хану, который, по обыкновенію Азіятскому, окружилъ своимъ войскомъ съ трехъ сторонъ. Войска Гетманскія были примкнуты тыломъ къ рЂкЂ и своему обозу; Татары произвели страшный крикъ и пустили тучи стрЂлъ; конница Гетманская, спЂшившаясь и построенная въ батаву, а пЂхота выстроенная такъ же фалангою, встрЂтила натиски Татарскіе сильнымъ огнемъ изъ ружей и пушекъ, и производя пальбу безпрерывно во все Татарское стремленіе, сдЂлали имъ сильное пораженіе, и они, ощутивъ великую свою гибель, начали удаляться. Но Гетманъ съ мЂста своего не велЂлъ никому трогаться, а показывалъ видъ, что онъ только въ силахъ обороняться, а не наступать: почему Татары, дЂлая во весь день свои напуски, на ночь отступили на нЂсколько верстъ въ степь и расположили обширный свой станъ безпечно. Гетманъ, имЂвъ войско свое неутомленное, выступилъ съ нимъ съ полночи въ походъ, и идучи нарочито тахо, сблизился къ стану Татарскому на самой зарЂ. А какъ Татары обыкновенно держатъ лошадей на паствЂ, а не у коновязей, то Гетманъ выслалъ отрядъ конницы съ приготовленными завремянно бумажными ракетами, кои будучи брошены на землю, могли перескакивать съ мЂста на мЂсто, дЂлать до шести выстрЂловъ каждая. Конница оная, наскакавъ на становище Татарское, зажгла свои ракеты, бросила ихъ между лошадей Татарскихъ и причинила въ нихъ великую сумятицу; онЂ перепугавшись, бЂгали во весь опоръ по табуну, волочили и топтали своихъ всадниковъ и сторожей, а между тЂмъ всЂ войска Гетманскія, съ пальбою изъ ружьевъ и артиллеріи, напали на станъ Татарскій, прошли его насквозь, поражая смЂшенныхъ и обезумленныхъ Татаръ, и такъ разбили Хана и его войска на голову, забрали станъ его со всЂмъ багажемъ, и обременные корыстями, возвратились со славою въ свою землю.

Возвращаясь Гетманъ Ружинскій отъ БЂлгорода Рускаго, встрЂченъ былъ Турками и Татарами, выступившими изъ БЂлгорода или Акермана Татарскаго, что въ Бессарабіи. Они, извЂстясъ о побЂдЂ надъ Ханомъ Крымскимъ и о потеряніи имъ всего стана своего съ великимъ богатствомъ, предпріяли отнять богатства оныя у Ружинскаго, напавши на него нечаянно и въ расплохъ, почти обыкновенный у возвращающихся войскъ съ похода удачнаго. Но Ружинскій былъ не такъ безпеченъ, какъ Татары думали; онъ, свЂдавъ оть граничныхъ разъЂздовъ, что Татары БЂлгородскіе съ тамошними, гарнизонными Турками выступили на Очаковскую степь, удалилъ заразъ тяжести свои въ Уманщину, а самъ съ войсками, переправясь чрезъ рЂку Бугъ, засЂлъ въ очеретахъ и байракахъ при рЂкЂ КодымЂ. И какъ только Татары съ Турками притягнули къ Бугу, то онъ, наступивъ на нихъ нечаянно со всЂхъ сторонъ, сыгралъ съ ними такую роль, какую они для него готовили и разбивъ ихъ на голову, гналъ остатки до самаго Акермана, отнялъ у нихъ все, что ни имЂли, /18/ и умножилъ свои добычи, которыя раздЂлилъ Полякамъ и своему войску. Отъ сего времени Поляки, обращаясъ часто съ войсками Малоросійскими и почитая ихъ храбрость и мужественный характеръ, завели съ ними тЂсную и искреннюю дружбу и служили многіе изъ нихъ въ полкахъ Малоросійскихъ, поставляя себЂ за честь, даже знатное шляхетство, именоваться Козаками. Отъ такаго общаго названія Рускихъ воиновъ Козаками, вышла въ послЂдствіи та ошибка, въ которую впали всЂ писатели Малоросійскіе и Польскіе, полагая въ своихъ лЂтописяхъ и исторіяхъ, что послЂ Гетмана Князя Михайла Вишневецкаго, всЂ другіе Гетманы выбираемы были изъ простыхъ или реестровыхъ Козаковъ. Но это весьма несправедливо и здравому разсудку предосудительно; ибо Козаки всегда имЂли въ полкахъ и провинціяхъ своихъ многихъ чиновниковъ разныхъ степеней, какъ-то : Старшинъ генеральныхъ, полковыхъ и сотенныхъ, и земскихъ урядниковъ. И какая же стать или что за правило, мимо такого числа чиновниковъ, выбиратъ простыхъ Козаковъ? А когда сіе приписывается уваженію заслугъ и достоинствъ, то натурально, что офицеры, заслуженнЂе и достойнЂе отъ простыхъ воиновъ, и вошли въ чины свои непремЂнно по симъ качествамъ; обходить же ихъ въ выборахъ Гетманскихъ значило бы нЂчто вздорное, одни неудовольствія, возмущенія и междоусобіе приносящее. А вЂроятно произошли у писателей таковыя нелЂпыя о выборахъ заключенія по общему слову или названію, употребительному и теперь между воинствомъ, что всякій Генералъ есть солдатъ а Гетманъ-Козакъ, слЂдовательно всЂ офицеры и рядовые суть воины, и названія сіи всЂмъ имъ свойственны и приличны. О Козакахъ Рускихъ, а паче о Малоросійскихъ и о самомъ ихъ названіи, странная нЂкая повЂствуютъ нЂкоторые писатели. Они, какъ бы препираясь между собою, говорятъ: одни, сіи Козаки суть пришельцы въ Русь, то изъ Скиθіи или отъ Татаровъ, то изъ Кабарды Черкаской; а другіе утверждаютъ, яко бы остатки иноплеменнаго народа Козарскаго. Польскіе жь историки показываютъ еще, будто они набиралисъ изъ разной вольницы или сволочи, и поселены отъ ихъ Королей на пустыхъ земляхъ внизу рЂкъ ДнЂпра и Буга. Но таковыя нелЂпыя мнЂнія значатъ больше, чЂмъ ошибки историческія, и не приводя другихъ истинъ, опровергаетъ ихъ самый разсудокъ; ибо то неоспоримо, что всякой народъ долженъ имЂть своихъ воиновъ и по необходимости изъ самихъ себя, чтобы ввЂрять свою судьбу и безопасность не иностранному, а своему воинству, а иначе было бъ крайнее безуміе и неосторожность, похожія на то, какъ бы заставитъ стеречь коршунамъ голубей, а волкамъ овецъ. Названія же воинамъ даются обыкновенно на языкЂ каждаго народа по доспЂхамъ или вооруженіямъ ихъ, и потому видны въ одномъ народЂ жолнеры, въ другомъ янычары и спаги, а во иныхъ солдаты и жандармы; а дальше названія сіи раздЂляются на конныхъ и пЂшихъ; отъ чего такъ же извЂстны названія по мушкету мушкатеровъ, по карабинамъ карабинеровъ, и такъ далЂе. /19/


Такимъ образомъ и Рускіе воины назвались конные Козаками, а пЂшіе стрЂльцами и сердюками, и сіи названія суть собственныя Рускія, отъ ихъ языка взятыя, на примЂръ стрЂлъцы по стрЂльбЂ, сердюки по сердцу или запальчивости, а Козаки и Козаре, по легкости ихъ коней, уподобляющихся козьему скоку. Что бы же были они иностранцы или пришельцы, и Рускій народъ ввЂрилъ бы такимъ бродягамъ судьбу свою и безопасность, сего ничто не доказываетъ, и выдумки о томъ и заключенія суть безразсудны. Равно и мнЂніе Польскихъ историковъ, приписующихъ заведеніе Козаковъ ихъ Королямъ, касается только до холостыхъ Запорожскихъ Козаковъ, собравшихся въ низу ДнЂпра изъ Рускихъ охотниковъ, о коихъ Исторія пространно повЂствуетъ. ОсЂдлые жь и запасные Козаки, названные отъ того реестровыми Козаками, были во всЂхъ провинціяхъ и повЂтахъ Рускихъ, и видны они доселЂ по древнимъ кашнутамъ  76 и самымъ осЂдлостямъ, т. е., околицамъ и куренямъ. А Короли Польскіе, Владиславъ Второй и Стефанъ Баторій, чрезъ Гетмановъ своихъ Рускихъ, хотя дЂлали о Козакахъ распоряженія, но то касалось только до управленія и комплектованія ихъ полковъ, конныхъ Козацкихъ и пЂшихъ сердюцкихъ, которые набирались изъ семействъ Козачьихъ, жительствовавшихъ околицами и куренями своими во всЂхъ воеводствахъ Рускихъ, и касалось еще до умноженія ихъ чиновниковъ и урядниковъ, а отнюдь не до новыхъ заведеній Козачества, о чемъ свидЂтельствуютъ самые тЂхъ Королей привилегіи и универоалы, здЂсь описанные. Ежели же полагать первоначальное Козачество отъ Скиθовъ и Козаровъ, то все тоже выйдетъ, что они произошли отъ своего племени Славянскаго; ибо извЂстно, что Скиθы, или говоря правильиЂе Скиты, были Славяне  77, т. е. при ВолгЂ и КавказЂ живущіе, а а Козаре, точные предки Рускихъ Козаковъ, были жительствомъ по всей Руси, яко избранные изъ того же народа на службу отечества.


Черкасами называли и писали всЂхъ почти Малоросіянъ, а не однихъ Козаковъ; но называлн ихъ такъ одни Велико-Россіяне для отличія отъ своихъ жителей, и давали ихъ названіе по главному ихъ городу Черкасу, состоящему при рЂкЂ ДнЂпрЂ, гдЂ Гетманы Рускіе резидовали и былъ верховный трибунамъ сей земли. Давать же народамъ названія по главнымъ ихъ городамъ весьма обычно въ цЂломъ свЂтЂ. Такъ называли Москалями всЂхъ Россіянъ по городу ихъ МосквЂ, и Царство сіе долго такимъ названіемъ титуловалось; также называются нынЂ Генуезцы, Венеціяне и другіе народы по своимъ городамъ. Когда же спрашивать еще, почему городъ Черкаскъ названъ Черкасомъ? то уже тонкость сія будетъ такъ нерЂшительна, какъ бы и о многихъ другихь. въ свЂтЂ городахъ, не имЂющихъ свЂдЂнія о началЂ своего названія. Но то уже справедливо, что народъ Черкасы, за Азовскимъ моремъ и рЂкою Дономъ обитающіе и на который многіе писатели указываютъ, никогда въ Руси городовъ на свое имя не строилъ, да и у себя ихъ не имЂетъ, и сей народъ по виду /20/ своему и положенію жительства своего въ предЂлахъ Славянскихъ, т. е. между древняго Княжества Тмутараканскаго и рЂки Волги, справедливЂе почитаться можетъ произшедшимъ отъ племенъ Славянскихъ, смЂшавшихся съ Грузинами и Татарами, чЂмъ отъ него выводить воиновъ Славянскихъ, цЂлыми милліонами оть Черкасъ многолюднЂйшихъ, и кои выставляли на войну великія свои арміи. Касательно же Татаръ, то они, бывъ пришельцами въ землЂ Руской, натурально воиновъ своихъ Русинамъ  78 не давали, а напротивъ того съ ихъ воинами вели всегдашнія брани и никогда съ народомъ Рускимъ не мЂшались, слЂдовательно, Козаки Рускіе оть нихъ произойти никакъ не могли.


По кончинЂ Гетмана Князя Ружинскаго, въ 1534-мъ году выбранъ Гетманомъ изъ Есауловъ Генеральныхъ Венжикъ Хмельницкій. Онъ имЂвъ повелЂніе отъ Короля Жигмунта Перваго отражать войскомъ своимъ великую Орду Татарскую, собравшуюсь изъ Крыма и Бессарабіи и пробиравшуюсь чрезъ Молдавію и Волынь въ Польшу на грабежь и ея опустошеніе, выступилъ съ войскомъ своимъ реестровымъ въ Волынь, а охочекомонные полки и Запорожскихъ Козаковъ, раздЂливъ на многія партіи, разослалъ для прикрытія границъ съ той стороны, отъ которой шли Татары, повелЂвъ имъ нападать на Татаръ при ихъ походахъ и ночлегахъ и удаляться отъ нихъ, подаваясь къ главному войску. Такими маневрами обманувшись Татары, почитая всЂ нападавшія на нихъ войска малозначуіцими и коихъ имъ опрокинуть и прогнать всегда можно, шли далЂе безпечно и насунулисъ на станъ Гетманскій около города Заславля. Гетманъ, передъ тЂмъ укрЂпивъ станъ свой вагенбургомъ, изъ обоза построеннымъ, и оставивъ въ немъ нЂсколько пЂхоты съ тяжелою артиллеріею, самъ со всЂмъ главнымъ войскомъ скрылся за рощи и пасЂки городскія  79. И какъ только Татары окружили по ихъ обычаю обозъ Козачій и начали перестрЂлку, поднявши великій крикъ, то Гетманъ, выступивъ изъ закрытаго мЂста, ударилъ съ тыла и во фланги непріятелю, и сдЂлавши одинъ выстрЂлъ изъ ружей и пушекъ, сталъ поражать копьями и саблями. Татары, изумясь нечаяннаго нападенія и будучи сбиты сильнымъ залпомъ и окружены съ трехъ сторонъ войсками, оробЂли, замЂшались и разбЂжались врозь; по полямъ. Гетманъ, отрядивъ тотчасъ назначенныя прежде сего войска, велЂлъ имъ гнать и поражать Татаръ съ тылу, и знавши Татарскую хищную ухватку, удобно на бЂгу соединяться, оборачиваться и нападать, приказалъ своему войску отнюдь не разсыпаться по одиночкЂ, а держаться кошеевъ  80, что значатъ нынЂшніе взводы или плутонги; самъ же съ главнымъ корпусомъ шелъ срединою и отбилъ всЂ Татарскіе вьюки съ запасами. Татары не преминули на бЂгу соединитьсл и оборотясь нападать на все войско. Но у Гетмана готова была для сего сильная батава съ артиллеріею, которая тотчасъ ихъ отражала и въ бЂгь обращала. И такимъ образомъ Гетманъ, поразивъ и разсЂявъ Татаръ, возвратился со славою и великою добычею къ Заславлю /21/ и получилъ отъ Короля благодарственные похвальные листы, а отъ Поляковъ вездЂ, куда приходилъ, тріумфальныя встрЂчи. Во дни Гетмана Венжика, на бывшемъ въ Варша†главномъ СеймЂ, когда о уравненіи Литовскаго и Рускаго Шляхетства съ Шляхетствомъ Польскимъ, предложены были на подтвержденіе прежнія начальныя привиллегіи и всЂ законоположенія, то Король Сигизмундъ Августъ, подтверждая и поставляя ихъ на всЂмъ прежнемъ основаніи, изданною 1563 года, Іюня 7 дня, привиллегіею, между прочимъ узаконилъ: „Дозволяемъ рыцарству Литовскому и Рускому привиллегіи правъ и вольностей земскихъ внести и вписать въ новосочиняемый Статутъ, такимъ образомъ, какъ и въ коронЂ Польской оныя вписаны, и равномЂрно употреблять, вольностями своими пользоваться, и имЂть, такъ какъ прежде сего, чинъ рыцарскій Шляхетскій обоихъ народовъ Литовскаго и Рускаго то употребляли и пользовались.“ А когда на другомъ послЂ того бывшемъ главномъ СеймЂ, отъ Депутатства Рускаго взошли представленія о притязаніи, нЂкоторьши чинами Литовскими, а паче бывшими въ землЂ Руской по выборамъ на урядахъ, поспольства Рускаго  81 въ свое вЂчистое послушаніе, то тотъ же Король Сигизмундъ Августъ, повторяя и подтверждая всЂ прежде бывшихъ Королей Польскихъ привиллегіи, въ данной отъ себя 1569 года, Іюня 7  82 дня привеллегіи, такъ узаконилъ : „Землю Рускую и Княженіе Кіевское и всЂхъ оныя земли жителей вообще и каждаго особливо оть послушанія, владЂнія, должностей и повелЂній Великаго Княжества Литовскаго на вЂчное время изъемлемъ, освобождаемъ и къ Польскому Королевству, какъ ровныхъ къ ровнымъ, свободныхъ къ свободнымъ, и какъ собственный и истинный къ первому и къ собственному тЂлу и главЂ, со всЂми вообще и съ каждымъ особливо, съ городами, мЂстечками, селами, повЂтами или уЂздами, и всЂми ихъ, каковыя бъ ни были, имЂніями, оную землю и Княженіе Кіевское предреченной КоронЂ или Королевству Польскому присовокупляемъ и соединяемъ.“













Предыдущая     Главная     СлЂдующая


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.