‹‹   Головна        





Ю. А. МЫЦЫК

УКРАИНСКИЕ КРАТКИЕ ЛЕТОПИСЦЫ КОНЦА XVII — НАЧАЛА XVIII в.


[Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Сборник научных трудов. — Днепропетровск, ДГУ, 1978. — С. 34-41.]



Публикация источников летописного характера является одной из важнейших задач отечественной археографии. В настоящей статье впервые публикуются несколько летописцев конца XVII — начала XVIII в., также дана их краткая характеристика.

Три летописца, обнаруженные нами, в отделе рукописей ЦНБ АН УССР (Киев) в 1974 г., помещены в состав объемистых рукописей. Известный дореволюционный историк Н. И. Петров, описавший эти рукописи 1, определил их как хронологические таблицы, с показанием кругов солнца и луны. Указанные рукописи происходят из митрополичьей библиотеки и были собственностью видных культурных деятелей второй половины XVII — начала XVIII в. Варлаама Ясинского 2 (умер в 1707 г.), ректора Киево-Могилянской коллегии в 1665 — 1673 гг. и Иоасафа Кроковского 3 (умер в 1718 г.), ректора Киево-Могилянской коллегии в 1693 — 1697 гг. Рукописи использовали оба ученые для практических нужд в качестве пасхалии. Здесь же отмечались события всемирной истории от начала нашей эры до современных авторам событий. Во второй части указанных памятников 4 речь идет о событиях отечественной истории, и они постепенно приобретают характер «диариушей». В этой части летописцы весьма напоминают известные «дневные записки» видного культурного и церковного деятеля Дмитрия Туптала (Ростовского), которые велись и им лично, и близким ему лицом в 1681 — 1702 гг.5

Обратимся сначала к летописцу, помещенному в рукописи, принадлежавшей В. Ясинскому. Последний, правда, лично не вел записей, поскольку в них говорится и о событиях 1708 — 1712 гг., т. е. когда Ясинского уже не было в /35/ живых. К тому же о нем в летописце говорится в третьем лице. Следовательно, записи велись кем-то из ближайшего окружения В. Ясинского, а начало их ведения относят к 1685 г. на что имеется прямое указание. Не исключено, что В. Ясинский мог редактировать ту часть записей, которая касается событий до 1707 г. Внимание автора уделено главным образом истории древнего Рима и Византии, он весьма кратко упоминает о событиях политической и церковной жизни. Например: «Веспасиан воцарился. Тогож году Титус, Веспасианов сын, взял Иерус/а/лим и опустошил его» 6. Привлекают внимание автора и события церковной истории, что не должно вызывать удивления, поскольку Ясинский стоял на высших ступенях православной иерархии, будучи архимандритом Киево-Печерской лавры в 1685 — 1690 гг., киевским митрополитом в 1690 — 1707 гг. Кстати, его преемник И. Кроковский занимал те же посты соответственно в 1690 — 1707, 1707 — 1718 гг.

Источником первой части заметок послужил, по всей вероятности, украинский хронограф первой редакции 7 (по нашему определению), неточно называемый хронографом западнорусской редакции, или же украинский хронограф II редакции, неточно называемый хроникой Леонтия Боболинского 8. Использовалась здесь и хроника Ц. Барония 9. Источником второй части в основном были собственные воспоминания автора, свидетельства очевидцев и, видимо, третья часть «Кройники» выдающегося украинского хрониста Феодосия Софоновича — «Кройника о земли Полской». Следует отметить, что упоминание, об изобретении книгопечатания свидетельствует не только об определенных сдвигах в исторической концепции летописцев, но, видимо, и о знакомстве с материалами, вошедшими в состав компилятивной летописи, получившей название Киевской. Эти материалы создавались на протяжении 90-х годов XVI в. — 20-х годов XVII в. Знакомство автора заметок с источниками Киевской летописи подтверждают и известия о Флорентийском соборе, падении Константинополя. Ср.:


Летописец из книги В. Ясинского

«1433. Собор Флоренский.

1440. Типографское художество изобретено в Німцех.

1463. Турки Константинополь взяли».

Киевская летопись

«Року 1439 был Флоренский собор у Венеции.

Року 1440 вымышлено изрядное художество: книг друковане.

Року 1444... (следует известие о гибели польского короля Владислава III под Варной. — Ю. М.)

Року 1451 Царогород и Кгрецию турци взяли» 10. /36/


Заметки лица, близкого к Ясинскому, легли в основу аналогичного летописца И. Краковского. Последний расширил эти заметки, дополнил их известиями по истории Киевской Руси 988 — 1239 гг., истории Украины XVI — XVIII вв., а также данными автобиографического характера. (См., например, известия 1682, 1688, 1698, 1702 гг.). При этом Кроковский использовал другие источники. В его распоряжении была хроника М. Стрыйковского, древнерусская летопись или летописи выявляющие близость к Ипатьевской и Хлебниковским редакциям южнорусского свода конца XIII в., а также Лаврентьевской летописи; киевский «Синопсис».

На известиях летописца Кроковского, касающихся истории Киевской Руси, стоит остановиться подробнее. Сообщения под 988, 1230, 1239 гг. находят аналогии в Ипатьевской, Хлебниковской, Лаврентьевской летописях, «Синопсисе» 11, под 1194 — только в Ипатьевской и Хлебниковской 12, под 1204 г. — в Лаврентьевской (о Глебе рязанском) и в хронике М. Стрыйковского (о Романе Мстиславиче галицком) 13. Следует отметить, что здесь, как и во многих других случаях датировка событий Кроковским страдает значительными погрешностями. Известие под 1188 г. находит соответствие лишь в Ипатьевской и Хлебниковской летописях (под 6695 — 1187 г.) 14 и свидетельствует в то же время о знакомстве Кроковского с хронографом, так как в упомянутых летописях отсутствуют данные о том, когда Иерусалим был взят крестоносцами. Из хронографа заимствовано известие под 1203 г.15 Сообщение под 1199 г. имеется в хронике Стрыйковского 16. У него и других польских хронистов находим и аналогии известиям Кроковского, помещенным под 1206 и 1207 гг. Правда, здесь датировка Кроковского расходится более, чем на 100 лет с показаниями других источников. «Перенос» «киевской столицы» это, по всей вероятности, захват Киева Гедимином в 1320 г., правление же Владислава Локетка относится в 1306 — 1333 гг.

При освещении событий истории Украины XVI — XVIII вв. И. Кроковский использовал свои воспоминания, свидетельства очевидцев, «Кройнику о земли Полской» Ф. Софоновича, труды которого хорошо знал*,



* Так, «Повість о преславных чудах...» Ф. Софоновича была несколько переработана Кроковским и издана как собственное произведение под названием «Акафист св. великомученице Варваре». Киев, 169.8. В XVIII в. эта книга выдержала 19 изданий.



а также Межигорскую /37/ летопись, откуда почерпнул, например, известие о пожаре в Межигорском монастыре в 1665 г 17. Не имея возможности из-за нехватки места прокомментировать известия Кроковского по истории Украины XVI — XVIII вв., отметим лишь, что в большинстве случаев он говорит о хорошо известных по другим источникам событиях. Характерно, что и в этой части Кроковский допускает значительные хронологические, а иногда и фактические неточности. Так, воссоединение Украины с Россией произошло в 1654, а не 1653 г., Дрожипольская битва в 1655, а не 1654 г., битва у горы «Шкавицы» (Шековицы) в Киеве в 1658, а не 1656 г. и др. Под 1663 г. находим: «Иван Бруховецкий змінил», хотя, как известно, это произошло в 1668 г. В 1663 г. Брюховецкий только стал гетманом.

И все же, хотя сообщения Кроковского лапидарны, сжаты до минимума, резко сокращены при выписывании их из источников, наполнены хронологическими несообразностями, они дают ряд интересных фактов из жизни близких автору культурных деятелей Украины второй половины XVII — начала XVIII в., в частности, И. Гизеля, В. Ясинского, М. Дзика.

Отдавая должное этим свидетельствам летописцев, следует иметь ввиду, что они имеют гораздо большее значение как памятники историографии. Они являются первым образцом кратких летописцев, освещающих события всемирной истории, расширяют наши представления об исторических воззрениях, господствующих в среде ученых Киево-Могилянской коллегии второй половины XVII — начала XVIII в. Сравнив рассмотренные летописцы с более ранними историческими произведениями, можно убедиться в преемственности традиций украинских полемистов и историков еще XVI в. Взгляды X. Филалета, И. Вышенского на ряд событий всемирной и отечественной истории (например, Флорентийский собор, Брестская уния) полностью совпадают со взглядами З. Копыстенского, а затем — П. Могилы, С. Косова, нового поколения культурных деятелей — Ф. Софоновича, П. Кохановского и наконец, В. Ясинского, И. Кроковского, Дм. Туптала, Ф. Прокоповича. Рассмотренные летописцы могут служить новым доказательством того, как симпатии к России, характерные для широких масс, находили живой отклик со стороны большинства культурных деятелей Украины второй половины XVII — начала XVIII в. /38/







ЛЕТОПИСЕЦ ИЗ РУКОПИСИ ВАРЛААМА ЯСИНСКОГО *


«1438. Собор Флоренский. 1440. Типографское художество изобретено в Німцех. 1453. Турки Константинополь взяли. 1596. Был собор в Берестю на унію. Наливайко был гетманам. 1597. Наливайко, гетман запорозский, за унію ляхов воевал. 1622. Гетман запорозский Сагайдачный скончился И похован в братстві у Києві в неделю проводную. 1648. Хмельницкого война почалася. 1651. Война Радивилова. 1652. Мор великий. 1653. Гетман Хмелницкий поддался бл/а/гочестивому царю московскому со всею Малою Россиею. 1654. На Дрожиполи ляхов козаки збили. 1659. Война Конотопская. 1660. Война Чудновская и Шеремет взят. 1663. Казимер, король полский, Глухова добывал. 1672. Каменец-Подолский от турков взят. 1676. Бл/а/гочестивый цар Алексей Михайлович преставился. 1678. Феодосий Васильевич, епископ Белоруский, преставился. Тогож літа Чигирин город турки взяли. 1682. Мелетий Дзик, игумен Кирилловский и Михайловский, преставился. 1683. Инокентий Гизіел, архимандрит печерский, преставился. По нем настал Варлаам Ясинский. 1685. Гедеон Святополк, князь Четвертинский, избран бе на митрополию киевскую и наехал а Киев прошлого году. 1687. Иван Самуйлович, гетман, перемінен. 1690. Св/я/тійший Иоаким, патриарх, преставился. Наста по нем Варлаам. 1693. Преос/вя/щенный архиепископ черніговский Лазар Баранович преставился сен/тября/ 3 в неделю. 1696. Бл/а/гочестивый ц/а/р Иоанн Алексиевич и скоро потом преосв/я/щенный архиеп/и/с/ко/п черніговский Феодосий Углицкий преставился. 1698. Сожжение келий митро/полита/ киевского з грамотами правными октоврия 22. 1700. С/вя/тійший патриарх московский Адриан преставился октоврия 16. 1702. С/вя/тійший патриарх константинополский Каллиник преставился январ/я/ 8. Тогож року наступил Гавриил, патриарх константинополекий. 1703. Сожжение велие в Печерском октовря 12. 1708. Мазепа змінил. 1709. Баталия шведская. 1710. В Киеве мор был и саранча йшла. 1712. Саранча йшла остатняя».



* ЦНБ АН УССР. Отдел рукописей, II. 262/154 С. В рамках данной статьи возможна лишь публикация заключительных частей, где повествуется о событиях отечественной истории.








ЛЕТОПИСЕЦ ИОСАФА КРОКОВСКОГО *


988. С/вя/тый Владимер кр/е/стися и всю Россию кр/е/щением с/вя/тым просвети. 1123. Пожога так великая была, же одних /ц/е/р/к/вей згоріло, а домов без личбы. 1188. Иерусалим взят от сарацинов по 88 літех державы хр/и/стиянской. 1194. Княжата руские сейм міли в Киеві на половцов и поразили их наголову. 1199. Роман князь противко себі литву и половцов подбивши, як быдлом орал. 1203. Римляне и французи Царигород опановавши, всі скарбы ц/е/рковные и мощи с/вя/тых до Риму забрали.



* ЦНБ АН УССР. Отдел рукописей, II. 260/152 С, л. 68 — 114.



1204. Роман князь войну великую з ляхами міл. Не міючи благо-/39/словения от еп/и/ск/о/па володимерского и на той войні забит ест. Гліб, рязанский князь, хотячи сам владети, шесть братов своих забил. 1206. Киевская столица для несогласия перенесена до Литвы. 1207. Капланом римским моны отнято за поворотом до Полски короля Локетка от папы римского. 1230. Батый, цар татарский, вытягнул на Русь, Резанское княжение преч спустошил и Коломию, Володимер взял. 1239. Татаре збурила все задніпрские міста. Тогож року Батый взял м/о/н/а/ст/ы/р печерский, которого велми войско бл/а/гочестное боронило, муры м/о/н/а/ст/ы/рские таранами потовкши, ц/е/рков до половины збили. 1438. Собор Флоренский. 1440. Типографское художество изобретено у Німцех. 1453. Турки Константинополь взяли. Константин Палеолог забитый и турецкое царство началося и так ся значило, иж Ц/а/риград през Константина Первого збудован, а през Второго Константина звоеван мая 28. 1588. Ляхи приняли календар от Рима. 1596. Был собор в Берестю на унію. Наливайко был гетманом. 1597. Наливайко, гетман запор/озский/ за унію ляхов воевал. 1603. Московский ц/а/ревич показался Димитрий у Брагині. 1608. Литва приняла унію з ляхами. 1621: Волоская война. 1622. Гетман запорозский Сагайдачный скончился и похован в братстві киевском в неделю проводную. 1625. Круковская война. 1630. Переясловская война. 1631. Петр Могила наехал на митрополию киевскую. 1634. У Сахнового мосту война. 1637. Мошенская война. 1647. Преставился Петр Могила. 1648. Хмелницкого война почалася. 1649. Корол Владислав умер в Вилню. 1650. Берестейская война Хмелницкого. 1651. Война Радивилова. И тогож року был Радивил в Киеві и Киев спалил. 1652. Мор великий в Киеві. 1653. Богдан Хмелницкий поддался бл/а/гочестивому ц/а/рю московскому со своею Малою Россиею и присягл Алексею Михайловичу. И затмене слонца у спасовку было августа 1. 1654. На Дрожиполі козаки ляхов збили и козаки присягли великому г/о/с/у/д/а/ру Алексею Михайловичу. 1656. Шкавицкая война была. Данило добывал Киева, брат Выговского, и Києв спалил подолокий, августа 23. 1657. Преставился Силвестр Косов, митрополит киевский, и гетман Богдан Хмелницкий. 1659. Война Конотопская. 1659. Война Чудновская и боярин Шеремет взятый. 1663. Корол Казимер ходил за Дніпр. И Иван Бруховецкий змінил. 1664. Казимер, корол полский, Глухова добывал. 1665. М/о/н/а/ст/ы/р Межигорский выгоріл. 1668. Гетмана Бруховецкого взято. 1669. Был гетманом Деміян Игнатович и хотивший змінити, в ссылку засланый, иноком зостал. 1671. Каменецкая война, то ест турецкая. 1672. Каменец-Подолский от турков взятый. 1677. Бл/а/гочестивый ц/а/р Алексий Михайлович преставился. Принял скипетр великий г/о/с/у/д/а/р Феодор Алексеевич. И приход перший турецкий под Чигирин. 1678. Феодосий Василевич, епископ белоруский, преставился. И Чигирин город турки взяли. Вторым приходом турки Чигирин взяли. 1679. Великое войско московское было под Киевом. 1680. Декабря 16 комета на неби явися и земля траслася в Киеві и Лвові. 1682. Мелетий Дзик, игумен кирилский и Михайловский, преставися и г/о/с/у/д/а/р ц/а/р Феодор Алексіевич. Аз недостойных приях иноческий чин в с/вя/тониколском м/о/н/а/ст/ыру ноеврия 21. 1683. Инокентий Гизел, архимандрит печерский, преставился 1685. Варлаам Ясинский з игуменства с/вя/т/о/николского на архимандрию печерскую ибран бе. 1685. Гедеон Святополк, князь Четвертинский, избрал бе на митрополию киевскую и наіхал в Киев прошлого году. 1685. Иван Самуйлович, гетман, перемінен. По нем наста Иван Мазепа /40/ юля 25. Тогож року ц/а/рское и козацкое войско ходили под Перекоп не добывали. 1688. Аз недостойный избран бых на игуменство с/вя/т/о николское декемврия 16. 1690. С/вя/тійший Иоаким, патриарха, московский, преставися. Тогож году літом была саранча великая по всей Малой Росии. По нем наста Варлаам Ясинский и ос/вя/тися на положение пояса. 1693. Преос/вя/щенный архиеп/и/с/ко/п черниговский Лазар Баранович преставился сеп/теврия/ 7 в неделю.. 1695. Татаре были з великою силою под Хвастовом. 1696. Бл/а/гочестивый ц/а/р Иоанн Алексеевич преставился и скоро потом преосв/я/щенный арх/и/еп/и/с/ко/п черниговский Феодор Углицкий преставился. 1698. Сожжение келий митро/полита/ киевского з грамотами правными октоврия 22. И аз недостойный Иоасаф избран был на архимандрию печерскую тогож року марта 26. 1700. С/вя/тійший патриарх константинополский Калиник преставился, а по нем наступил Гавриил. 1703. Сожжение велие бе в Печерском м/о/н/а/ст/ы/ру октоврия 16 з вечера понеделкового на вторник. 1706. Пресвітлый г/осу/д/а/р ц/а/р и великий князь Петр Алексіевич прибыл до с/вя/тых мест киевских бл/а/гополучно и своим г/осу/да/рским промыслом начал валами земляными фортификовати обител с/вя/топечерскую. 1707. Аз недостойный Иоасаф Кроковский избран бых з архимандрии Печерской на митрополию киевскую октов/рия/ 19, а всебл/а/женной памяти антецессор мой Варлаам Ясинский преставился августа 22. 1708. Мазепа змінил. 1709. Преставися преосвященный митрополит белагородский Юстин Василевич августа 16, в с/вя/топечерской лаврі погребен ест. Баталия шведская. 1710. В Киеве мор был и саранча йшла. 1712. Саранча йшла остатняя.







КРАТКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ ЗАМЕТКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ВЕРОЯТНО И. КРОКОВСКИМ *


1678. Вторым приходом турки Чигирин взяли. 1686. Гетмана Самуйловича взято. По нем наста Мазепа гетманом. 1690. Саранча великая йшла першая. 1696. Петрик ис турками и с татарами выходил на Вкраїну.





* * *




ПРИМЕЧАНИЯ


1 Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. III. М., 1902, с. 86.

2 Центральная научная библиотека АН УССР (далее — ЦНБ). Отдел рукописей (далее — ОР), II, 262/154 С.

3 ЦНБ АН УССР. ОР, II, 260/152 С.

4 На страницах третьей рукописи, которая хранится в отделе рукописей ЦНБ под шифром II, 261/153 С, помещено лишь четыре известия, внесенные вероятно И. Кроковским около 1696 г.

5 Летопись... Димитрия, митрополита Ростовского... Ид. 2-е М., 1800, ч. 1, с. 357 — 401.

6 ЦНБ. ОР, II, 262/154 С, л. 4.

7 См.: Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ), т. 22, ч. 2, Спб., 1906. См. также список этого хронографа, который вместе с особой редакцией Острожского летописца хранится в отделе рукописей и редкой книги научной библиотеки им. М. Г. Короленко. Харьков, № 819, 923.

* ЦНБ АН УССР. Отдел рукописей, II, 261/153 С. /41/

8 Часть этого хронографа издана Н. Н. Улащиком. См.: ПСРЛ с. 32. М., 1975; См. также неучтенные при издании редакции: ЦНБ АН УССР. ОР, 1,171; ЦГАДА, ф. 196, ед. хр. 1638. Польская часть хроногрофа обнаружена нами в ОР ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Шифр: F. IV. 186.

9 Труд Ц. Барония был популярен в России, Украине, Белоруссии в XVII — XVIII вв.; См.: Бубнов Н. Ю. «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония в русской публицистике 3-й четверти XVIII в. — В сб. Рукописные и редкие печатные книги в фондах библиотеки АН СССР. Л., 1976, с. 99 — 105.

10 ЦНБ. АН УССР. ОР. II, 262/154 С, л. 50 — 50 об.; Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси. К., 1888, с. 74.

11 См.: ПСРЛ, т. 1, с. 118, 119, 131, 460 — 467, 470; т. 2, с. 103, 778 — 780, 784 — 786; «Синопсис». К., 1680, с. 15, 70, 718.

12 ПСРЛ, т. 2, с. 630 — 633 (под 6691 — 1183 г.).

13 ПСРЛ, т. 1, с. 430 — 431 (под 6715 — 1207 г.); См. также ПСРЛ, т. 33. Л., 1977, с. 58, 59; Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Zmódzka i wzsystkiej Rusi, t. 1. Warszawa, 1846, s. 212.

14 ПСРЛ, т. 2, с. 655.

15 ПСРЛ, т. 22, ч. 2, с 154; Научная библиотека им. В. Г. Короленко (Харьков). Отдел рукописей и редкой книги, № 819, 923, с. 412, 413 (под 6712 — 1204 г.); См. также фрагменты хронографа этой редакции в сборнике исторического содержания отдела рукописей Государственного исторического музея СССР. Муз. собр., № 4007, лл. 8 — 10.

16 Стрыйковский М. Указ. соч., т. 1, с. 211.

17 Сборник летописей «...», с. 98.






[Ю. А. Мыцык. Украинские краткие летописцы конца XVII — начала XVIII в. / Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Сборник научных трудов. — Днепропетровск, ДГУ, 1978. — С. 34-41.]











‹‹   Головна        


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.