‹‹     Головна





Витяг з праці

А. Н. Пыпинъ, В. Д. Спасовичъ. Обзоръ исторіи славянскихъ литературъ. СПб, 1865



Тарасъ Шевченко († 26 февраля 1861) есть безъ всякаго сомнЂнія замЂчательнЂйшая личность всей малорусской литературы. Принадлежа началомъ своей дЂятельности еще старому періоду тридцатыхъ годовъ, Шевченко былъ талантливЂйшимъ представителемъ современныхъ стремленій малорусской литературы, поэтомъ, въ которомъ видЂли лучшее отра-/225/женіе достоинствъ національной поэзіи и вмЂстЂ съ тЂмъ выраженіе новыхъ понятій и требованій.

Теперь еще не пришло время для полной его біографіи, какъ и трудно еще сказать, какимъ слЂдомъ отзовется его поэзія въ національномъ дЂлЂ, — но нЂтъ сомнЂнія, что онъ былъ глубокимъ явленіемъ для своихъ современниковъ. Шевченко родился крЂпостнымъ и на себЂ испыталъ тяжесть рабства; оно не подавило однако его поэтической природы. Благодаря сочувствію порядочныхъ людей, которыхъ удалось ему встрЂтить, онъ получилъ свободу, но судьба оторвала у него возможность дЂятельности: когда онъ освободился отъ продолжительной ссылки, передъ нимъ осталось только немного лЂтъ жизни. Перенесенныя испытанія не заглушили въ немъ поэтической силы, не затемнили и не ослабили его свЂтлыхъ и гуманныхъ воззрЂній. Демократъ по происхожденію, онъ естественно привязанъ былъ къ дЂлу народа, и ему не нужно было доходить до этой привязанности путемъ долгой выработки убЂжденій: позднЂйшее развитіе, пріобрЂтенное имъ, должно было только утвердить то, что уже лежало въ осно†его понятій и стремленій. Оттого Шевченко есть одинъ изъ рЂдкихъ примЂровъ непосредственно народнаго поэта и человЂка убЂжденій, не отдЂлившагося отъ массы лучшими свойствами понятій и характера, но вмЂстЂ съ тЂмъ совершенно свободнаго отъ неизбЂжной ограниченности простонародныхъ взглядовъ. Для соотечественниковъ Шевченка кажутся вполнЂ справедливыми слова, сказанныя о немъ г. Костомаровымъ: «Шевченко, какъ поэтъ — это былъ самъ народъ, продолжавшій свое поэтическое творчество. ПЂсня Шевченка была сама по себЂ народная пЂсня, только новая, — такая пЂсня, какую могъ бы запЂть теперь цЂлый народъ, — какая должна была вылиться изъ народной души, въ положеніи народной современной исторіи. Съ этой стороны Шевченко былъ избранникъ народа въ прямомъ значеніи этого слова; народъ какъ бы избралъ его пЂть вмЂсто себя».

Въ 1840 вышелъ Кобзарь Шевченка, и съ тЂхъ поръ его значеніе въ малороссійской литературЂ прочно установилось. Первыя произведеніи Шевченка уже обнаруживаютъ въ немъ глубокое поэтическое пониманіе народной жизни, ея настоящаго и прошедшаго; она проходила ясно передъ его фантазіей, съ своимъ горемъ и трудами, мрачными историческими воспоминаніями и свЂтлыми народными идеалами. Его «Гайдамаки», «Катерина», «Тарасова Ночь», много другихъ мелкихъ произведеніи сохранили для читающей малороссійской публики всю свою цЂну, не смотря на долголЂтній перерывъ его дЂятельности, и не смотря на то, что современники его начинаній, писатели той литературной эпохи, почти забыты. Его поэзія сложилась сразу, какъ извЂстный поэтическій взглядъ, который проходитъ всю его дЂятельность; эта поэзія такъ естественно проста, что она дЂйствительно можетъ быть названа прямымъ развитіемъ собственной поэзіи народа. По самой формЂ Шевченко непосредственно примыкаетъ къ /226/ ней, не поддаваясь тЂмъ искуственнымъ формамъ, какія старались насильно придать ей другіе малороссійскіе писатели.

Но какъ ни глубоки были въ немъ впечатлЂнія народной жизни, сколько ни входилъ онъ въ ея старыя воспоминанія и въ ея настоящее, свЂжій умъ и широкій талантъ избавляли его отъ крайнихъ увлеченій, которымъ такъ легко поддается возбужденное національное чувство. Малороссійскій патріотъ и демократъ, онъ былъ однако чуждъ всякой религіозной и національной нетерпимости; въ его талантЂ сильно было любящее гуманное чувство, свойственное ему отъ природы и усиленное развитіемъ. Надъ его національными привязанностями всегда стоялъ общечеловЂческій интересъ, и въ своихъ желаніяхъ народнаго блага онъ ждалъ для народа «апостола правды и науки», — и это было его искреннимъ ожиданіемъ. Его общественныя понятія были понятія серьезныя, и лучшія стремленія времени находили все его сочувствіе (ср. его «Сонъ» и друг.).

Новая дЂятельность Шевченка началась послЂ возвращенія его изъ десятилЂтней ссылки. Въ концЂ его ссылки напечатана была поэма «Наймичка»; въ 1860 изданіе «Кобзаря» было повторено, затЂмъ новый рядъ пЂсенъ «Кобзаря» печатался въ «Осно※ (1861 — 62): тамъ же изданъ и его «Дневникъ», который къ сожаленію не могъ быть напечатанъ вполнЂ. Передъ концомъ своей жизни онъ задумалъ издать рядъ элементарныхъ книжекъ для народнаго обученія, но успЂлъ издать одну или двЂ..... Въ 1861 онъ напечаталъ свою коротенькую автобіографію («Народн. БесЂда» 1861).

Шевченко былъ самымъ сильнымъ и характернымъ явленіемъ малорусской литературы въ послЂднее время, да и вообще. Заботы другихъ писателей, собравшихся въ 1861 — 62 въ изданіи «Основы», заключались въ правильномъ установленіи малорусской литературной дЂятельности, которая до тЂхъ поръ слишкомъ отдана была на волю случайностей и не имЂла постояннаго и ровнаго развитія. ПослЂднимъ, болЂе дЂятельнымъ временемъ ея было начало сороковыхъ годовъ. Новыя попытки начинаются уже въ концЂ пятидесятыхъ годовъ. Теперь снова открываются труды прежнихъ дЂятелей, въ особенности упомянутаго псевдонима Галки и Кулиша.




[А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович. Обзор истории славянских литератур. — СПб, 1865. — С. 224-226.]















© Сканування та обробка: Максим, «Ізборник» (http://litopys.kiev.ua/)
27.V.2009








  ‹‹     Головна


Вибрана сторінка

Арістотель:   Призначення держави в людському житті постає в досягненні (за допомогою законів) доброчесного життя, умови й забезпечення людського щастя. Останнє ж можливе лише в умовах громади. Адже тільки в суспільстві люди можуть формуватися, виховуватися як моральні істоти. Арістотель визначає людину як суспільну істоту, яка наділена розумом. Проте необхідне виховання людини можливе лише в справедливій державі, де наявність добрих законів та їх дотримування удосконалюють людину й сприяють розвитку в ній шляхетних задатків.   ( Арістотель )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть мишкою ціле слово та натисніть Ctrl+Enter.